Поклониться городу-юбиляру…

Третий приезд В.П.Астафьева в Игарку.

Эта встреча была долгожданной для всех. Для ставшего знаменитым и узнаваемым в России писателя, уже сделавшего первый шаг в переезде на постоянное место жительства в Сибирь. Он купил себе дом в Овсянке. Но, как самый лакомый кусочек, оставил приезд в «незабвенный город детства» на особый случай.

Поклониться городу-юбиляру…

В Заполярье его ждали ровесники, новость давно уже гуляла от крыльца к крыльцу: «Глядикось, Витька Астафьев-то, нашенский, детдомовский, писателем заделался».

Известная местная журналистка Лариса Голубь, чья мама Аня Старанчукова училась с Виктором в Игарской начальной школе № 2, рассказывает в своих воспоминаниях о том, как однажды пожилая женщина заглянула в принесенные дочерью в дом новые книги и узнала в маститом писателе своего одноклассника. «Узнала по глазам, а точнее даже – по правому глазу, чуть припухшему уже тогда, в школьные годы». (Голубь Л.В, «Воспоминания о писателе, сборник «Уроки Астафьева», издательство «Буква», Красноярск, 2011, стр. 339)

Ждали приезда писателя городские власти, удачливо поставившие себя на полки его непрочитанные книги. Все в те времена было дефицитом, даже книги можно было приобрести только по знакомству. Астафьеву было послано приглашение на юбилей города – Игарка готовилась праздновать пятидесятилетие. Но приедет он или нет, точно не знал никто.

Но более всего ждали Петровича, как будут называть его потом, истинные почитатели его таланта — читатели. Из рук в руки передавались и зачитывались буквально до дыр журналы «Роман-газета», «Смена», «Октябрь», «Знамя», «Новый мир» и «Москва». Там печатались его рассказы, объединенные писателем впоследствии в «Кражу», «Последний поклон» и «Царь-рыбу».

Где бы ни собирались игарчане: в библиотеке, на рыбалке, за праздничным столом, перед началом очередного совещания в горкоме партии – сразу же разговор заходил о недавно прочитанном. Вначале об узнаваемости описанных автором здешних мест. Потом о ярком, сочном, самобытном языке писателя.

В Красноярске в эти времена выходил литературно-художественный альманах «Енисей». К сожалению, до обидного мало печаталось в нем произведений земляка-самородка. За пятилетие только однажды в четвертом номере (июль-август) за 1978 год была опубликована небольшая повесть «Гори, гори ясно», вошедшая впоследствии во вторую часть повести в рассказах «Последний поклон».

Ждали приезда Виктора Петровича вездесущие школьники. И уж они-то точно знали, не подведет – приедет. Члены кружка юных краеведов Лена Горошко, Наташа Цуцкова, Лена Мустафина побывали в гостях у сводной сестры писателя Галины Петровны Бураковой. Она работала воспитателем в детском саду. Получив от нее вологодский адрес Астафьевых, ребята написали ему письмо. Ответное пришло с фотографией и подтверждением — готовлюсь приехать к вам.

Ждал город. Свидетельствую, что весной и летом того юбилейного года Игарка, как невеста перед замужеством, несказанно преобразилась. Деревянные двухэтажные жилые дома были оштукатурены и окрашены в различные цвета. Отремонтированы дороги, высажено множество цветов. Инициатива была заместителей директора лесокомбината П.П.Полищука и Л.Е.Филиппова, самого директора В.И.Бутылкина, исполнение — работниками ремстройцеха ЛПК. Комбинату тоже исполнялось полвека.

Город украсился памятными знаками, ставшими его символами на долгие годы. На перекрестке улиц Октябрьской и Горького по замыслу омского художника В.И. Бичевого установили стелу «50 лет городу Игарке». На пьедестал по улице Барбашова водрузили самолет Ли-2 – «рабочую лошадку» арктических небесных трасс.

Весомы были к тому моменту и литературные достижения собирающегося приехать на юбилей «старого игарчанина», как он сам называл себя, В.П.Астафьева.

Я уже писала в предыдущем повествовании о том, что вышло из-под пера нашего земляка за прошедшие двадцать лет. Не упомянула лишь повесть «Зрячий посох», основанную на переписке В.П.Астафьева с недавно ушедшим из жизни его наставником, критиком и близким другом А.Н. Макаровым.

В 1975 году В.П.Астафьеву за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького. А в 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» писатель был удостоен уже Государственной премии СССР. Дважды в 1971 и 1974 годах он был награжден орденами Трудового Красного Знамени. Его книги стали печататься самыми именитыми московскими издательствами. По его произведениям начали снимать художественные фильмы, ставить спектакли, в том числе и в московских театрах. Незадолго до этого прошла творческая встреча с ним по центральному телевидению. Словом, и писатель ехал в родной город , что называется, не с пустыми руками.

Празднование юбилея города было намечено на 29 июня. Астафьев планировал «приехать раньше и неторопливо» и сообщал об этом в письмах друзьям. Звал поехать с собой недавно откликнувшегося по переписке школьного товарища Михаила Шломова: «Многие старые игарчане собираются туда. Собираюсь и я». (Астафьев В.П. Нет мне ответа. .. Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.285-286).

«Очень жду и даже волнуюсь очень в ожидании встречи с городом детства, где не был 20 лет. Бежит время!», — писал он тогда же критику Валентину Курбатову. (Астафьев В.П. Нет мне ответа. .. Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.288).

Не получилось, видимо, у школьного товарища Мишки Шломова составить другу детства компанию. 21 июня на пароходе, скорее всего, грузовом, привычном для него способе путешествия по Енисею, Астафьев отправился в Заполярье. Шли медленней, чем хотелось бы именитому пассажиру. Десять человек команды, капитан – «очень славный и разговорчивый мужик», его жена и маленькая дочка. Виктор Петрович за поездку написал несколько писем жене и дочери, делился впечатлениями о Енисее: «флоту много, что дорога ездовая, Енисей сделался». И красот много. Он с радостью отметил, что за время нахождения в Сибири, особенно, на реке, его перестали мучить головные боли. Восстановился сон, и даже днем он спал. «Спать охота – спасу нет и противиться этому желанию на воде трудновато».

Городское торжественное собрание, посвященное юбилею города-порта, проходило в лучшем актовом зале – Доме культуры лесопильщиков. Собрались именитые гости, приехавшие издалека – первостроители и руководители города и лесокомбината прошлых лет. Прибыл и бывший первый секретарь горкома партии, занимавший ныне высшую должность в крае, — Павел Стефанович Федирко. Он вручал городу орден «Знак Почета» за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая заслуги горожан в освоении и развитии районов Севера. Звание «Почетного гражданина города» накануне по решению исполкома было присвоено контролеру учетно-экспортного отдела лесокомбината Анне Георгиевне Силинской и директору комбината бытового обслуживания населения Леопольду Антоновичу Барановскому.

Не обижу других гостей, но более всего ждали появления на сцене Виктора Петровича Астафьева. В репортаже с торжественного заседания, опубликованном в газете «Коммунист Заполярья» говорилось: «Бурными аплодисментами встретил зал появление на трибуне нашего земляка, известного писателя, лауреата государственной премии СССР В.П.Астафьева».

И его выступление было созвучно с чувствами горожан: «За продолжительную творческую жизнь, — сказал писатель, — мне приходилось выступать в разных городах. Но никогда не испытывал я такого волнения и счастья, как сейчас, выступая с этой трибуны. Все мои знакомые, которые когда-то жили в Игарке и сейчас поддерживают со мной связь, узнав, что я еду в город моего детства, в письмах просили поклониться городу-юбиляру. Низкий поклон вам, игарчане».

Неделю гостил Виктор Петрович в Игарке. Он встретился с работниками телестудии, как и обещал им в письме, с журналистами газеты «Коммунист Заполярья», библиотекарями города. В Доме культуры лесокомбината состоялась его творческая встреча с читателями. Он рассказал о себе, своем творчестве, ответил на многочисленные вопросы игарчан. Прошла и передача по местному телевидению. Не изобретены еще были видеокамеры, киносъемка была громоздкой и затратной, весь отснятый материал мог в миг испортиться при проявке кинопленки. Для демонстрации фильмов по телевидению использовался специальный вариант, когда черные и белые цвета менялись. Не знаю, велась ли киносъемка, скорее всего, нет. Может быть, несколько кадров кинохроники. Итак, передача шла в прямом эфире. И не сомневаюсь, что к голубым экранам в этот вечер были прикованы взгляды всего населения, а это без малого, почти семнадцать тысяч человек.

Впервые в Игарке Виктор Петрович поведал о том, что собирается писать большой и сложный роман о войне. Пришла эта идея к нему годом раньше — во время его поездки к фронтовым братьям: «Все думаю о военной книге», — поделился он тогда идеей с критиком Валентином Курбатовым. (Астафьев В.П. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.274).

Но окончательное решение он впервые озвучил игарчанам. Этот роман, как известно, изрядно измучил его, привнеся на долгие годы непонимание и отторжение к нему даже у людей военного поколения. «Прокляты и убиты» как солдатская, окопная правда о войне до конца не оценен по заслугам, к сожалению, и нашими современниками.

Много говорилось в тот приезд о съемках художественных фильмов по произведениям писателя. Виктор Петрович тогда работал над сценарием трехсерийного телевизионного фильма по повести «Царь-рыба». Режиссером должен был стать Булат Мансуров, в 1977 году он уже снял фильм «Сюда не залетали чайки» по мотивам повести писателя «Перевал».

Будучи на Севере, не мог не побывать Петрович на рыбалке. И она была организована ему по высшему классу, с вылетом на вертолете к заповедным «рыбным» местам. Вот как поведал о ней

он сам в письме другу Валентину Курбатову спустя время после поездки: «…много видел, много слышал, еще больше подсмотрел и, главное, был на рыбалке в том месте, где зимогорили Эля и Аким. И пилот, что нес меня по небу на вертолете, и все попутчики были совершенно уверены, что «так оно и было» и я чуть ли не третьим спал в мешке с ними. Смешная, наивная и святая вера в нашу литературу, ротозейское простодушие в восприятии словом. Как мы злоупотребляем этим доверием! Как тупы и часто пустобрешны бываем…» (Астафьев В.П. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.290).

С этого полета родилась многолетняя дружба Виктора Петровича с Виктором Карповичем Сергейкиным, авиатором, командиром Игарского авиапредприятия. Оба Виктора дорожили взаимным знакомством, часто уже в Красноярске встречались семьями, вместе приезжали несколько раз в Игарку, планировали и совершили последний приезд сюда в 1999 году. Но до этого события было еще целых два десятка лет и несколько визитов писателя в Заполярье.

Игарчане по достоинству оценили писателя, почувствовав в нем своего, родного, близкого им человека. Лариса Голубь пишет, что за время пребывания писателя в городе в тот первый его официальный приезд журналисты так прикипели к нему душой, так подружились, что поехали провожать его на самолет. «Паром не ходил, и мы ехали на остров, где находился аэропорт, на катере под названием «Ушаковец». День был солнечным, теплым. Мы все не могли наговориться с Виктором Петровичем, и он был в прекрасном настроении, шутил, смеялся. Не заметили, как с разговорами дошли от берега до здания аэровокзала… И было очень естественным, когда каждый из нас на прощанье крепко обнял его и поцеловал, вложив в поцелуй всю силу любви и уважения к нему». (Голубь Л.В, «Воспоминания о писателе, сборник «Уроки Астафьева», издательство «Буква», Красноярск, 2011, стр. 342)

Но хлебосольные игарчане, по-моему, в тот приезд Виктора Петровича несколько переусердствовали. Вернувшись из поездки на север, он пишет редактору журнала «Дружба народов» писателю Сергею Баруздину: «Я все лето в Сибири, обживаю избу в родной деревне, которую купил для работы. Но работать пока некогда, много хлопот, много поездок, которые, увы, не обходятся без пьянки, — это бедствие какое-то, и от него не так-то просто отмахнуться или спастись». (Астафьев В.П. Нет мне ответа. .. Эпистолярный дневник 1952-2001, издатель Сапронов, Иркутск, 2009, стр.291).

Вольно или невольно, но следующий роман писателя оказался посвящен теме нравственности и одиночества человека в многолюдном обществе. В 1985 году автор закончил роман «Печальный детектив», опубликовав его в первом номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Не провожу прямой параллели между визитом в наш город и стартом работы над новым произведением, вновь заставившем говорить об его авторе. Как оценил свое «новорожденное детище» сам писатель?

Он вновь поведал об этом при очередной своей встрече игарчанам. Когда это случилось в очередной раз, нам еще предстоит узнать.

«Подводя черту», под поездкой Виктора Петровича в свой первый официальный приезд в качестве именитого писателя в наш город, не могу не высказать и некоторый упрек коллегам-журналистам. В телевизионной передаче, которую вел журналист В.В.Кухаренко, принимал участие и красноярский поэт Зорий Яхнин. Естественно, что часть вопросов адресовали и ему.

Увы, но стенограммы встречи, либо подробного репортажа о встрече с читателями на страницах «Коммуниста Заполярья» в тот приезд опубликовано не было. Диктофонов, конечно, еще не было.

Но нашли же выход журналисты, почти подробно передав стенограмму его выступления перед игарскими читателями в его следующий приезд…

Но я опять забегаю вперед…

Фото: из архива игарчанок Т.С.Чебыкиной и Л.В.Вокаревой – встречи с В.П.Астафьевым в 1979 году.



Читайте также:

Теги материала:
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.