Женщина с Севера

Официальной датой образования Туруханского района считается 7 июля 1928 года. До его образования  площадь Туруханского края, существовавшего с начала 17-го века,  составляла 1 миллион 981 тысячу 144 квадратных километра, или 82,5 процента территории будущего Красноярского края.

Но и сегодня площадь района 214 тысяч квадратных километров. На этой территории свободно могли бы разместиться Англия, Бельгия, Голландия и Люксембург вместе взятые. А вот Франции Туруханская вотчина проигрывает почти в два раза. Но все равно масштабы района впечатляют. Законом Красноярского края от 28.01.2005 года в состав муниципального образования «Туруханский район» вошло два городских поселения – Игарка и Светлогорск, пять сельских поселений, объединяющих 14 сел с административными центрами Бор, Верхнеимбатск, Ворогово, Зотино, Туруханск, и 20 населенных пунктов, находящихся на так называемой межселенной территории.

Административный и культурно-исторический центр района – Туруханск.

Мы беседуем с главой района Симоной Юрченко.

Симона Григорьевна Юрченко – глава Туруханского района уже в третий раз (с 1994 по 1996 годы и с января 2001 по настоящее время). (Примечание автора: интервью состоялось в июле 2006 года).  Она одна из немногих глав, подтвердивших свои полномочия на выборах 2005 года.

— Как в Вашей жизни появился Север и что он для Вас значит: это – место вашей мечты, место, обозначенное Богом, или просто место Вашей работы?
Симона Григорьевна смеется, и сразу как-то снимается напряженность, присущая встрече с официальной властью.

— Видимо, действительно, это место, определенное для меня Богом. Вначале Север был местом трудовой деятельности, а теперь стал и делом всей млей жизни.

— У Вас ведь украинские корни?

— Да, я родилась на Украине в центральной ее части. Закончила институт во Львове. Муж – выпускник того же торгово-экономического института, что и я, только он получил диплом годом раньше. Тогда распределяли специалистов по всему Советскому Союзу, а лучших направляли на самые ответственные участки. Так Анатолий оказался в Дудинке, а через год его перевели в Эвенкию – первым заместителем Окррыболовпотребсоюза. За ним я и последовала, приехав в Туру.

— Каковы были первые впечатления: я здесь надолго не задержусь, или восторг от невиданных доселе полярных красот?

— Весь первый год я плакала… До первого отпуска… А оказавшись на отдыхе, поняла, что мой дом уже там, на Севере. А потом потекли дни, полетели годы…

— Сколько лет Вы уже здесь?

— С семидесятого года. 36 лет. Родители умерли, на Украине нет даже дома, где я родилась, его снесли. Поэтому однозначно я – северянка.  Раз в пять лет бываю на могилах родных, но с кладбища сразу же сажусь на автобус и уезжаю. Бываю там, как за границей. Поэтому, видимо, действительно, Богу было так угодно, чтобы я обрела истинную Родину так далеко от того места, где я родилась.

— В рамках нового федерального закона о местном самоуправлении будет возглавляемый Вами Туруханский район жить лучше, или надо еще подождать?

— По большому счету закон здесь не причем. Туруханский район и сегодня живет несколько лучше других территорий. Да, бывают ситуации, когда что-то не получается, сейчас, к примеру, острые социальные проблемы в Игарке. Но,  в общем,  Туруханский район живет спокойно, размеренно, и я считаю, что благополучно.

Главное минеральное сырье района – нефть и газ, но много и других полезных ископаемых. Найдено золото, есть хром, графит, полиметаллы,  каменный уголь. Среди минеральных ресурсов – железные руды, марганец редкого окисного типа, бокситы, сульфидно-медно-никелевые отложения, свинец, цинк, кадмий.

— Туруханский район не только для края, но и для страны во все времена был своеобразной кладовой природных богатств. И время, когда начнутся работы по его освоению, приближается. «Звездный час», конечно, еще не наступил, но мы уже ощущаем себя территорией, востребованной Россией, Красноярским краем. По словам президента компании «Роснефть» Сергея Михайловича Богданчикова в августе 2008 года появится уже первая промышленная нефть.

Суммарно извлекаемые запасы нефти только на Ванкорском месторождении оцениваются в 125,3 млн тонн, газа – 76 млрд тонн. Перспективными также считаются Лодочное, Тагульское, Таначинское и другие месторождения.

— Я хочу сказать вам, что руководство нашего края, лично губернатор Александр Геннадиевич Хлопонин очень много сделали для того, чтобы этот час приблизился. Ведь Ванкорское месторождение было передано в доразведку и разработку еще в 1995 году, более десяти лет назад. Было создано совместное с англичанами предприятие, но реальных действий не последовало: разработка документации, планы, мечты…
Современнывй проект освоения Ванкорского месторождения не имеет аналогов как по объему производства, так и по применяемым технологиям.

— Говорят, Туруханск станет «Сибирскими Арабскими Эмиратами» с освоением нефтяных месторождений…

— Будущее развитие района, честно сказать, мы связываем не только с добычей нефти, у Туруханского района высокий энергетический потенциал. Эти вопросы прорабатываются сейчас в Правительстве Российской Федерации.  И, конечно,  тогда это будет главный источник финансирования не только района, но и края. И уж точно, регион перестанет быть дотационным. Сегодня же с «Роснефтью» в рамках подписанного соглашения между администрациями края, района и нефтяниками разработана программа развития социальной сферы региона.

В частности, она касается детей, матерей. За счет средств «Роснефти» 300 детей района поедет на оздоровление. На деньги нефтяников мы будем достраивать  детское соматическое отделение больницы в Игарке – эта проблема не решалась десятилетиями. И самое главное, что меня радует, «Роснефть» в Игарке на базе профтехучилища планирует создать учебный комбинат по подготовке массовых рабочих профессий для осваиваемых месторождений: это повара, электрики, сварщики, дизелисты и другие востребованные специальности. Печально, но из 200 молодых, стоящих на учете в центре занятости в Игарке, 160 не имеют специального образования, только среднее, либо неполное среднее. Проучив их, мы реально сможем помочь молодым людям определиться и с перспективой работы.

— А безработица в Игарке большая?

— Около 700 человек. Туруханский район жил без Игарки более размеренно и стабильно. Это сельская местность. У нас все процессы сбалансированы, люди занимаются огородничеством, излишнее население выехало, поэтому нет такой обостренной безысходности и нужды.
Мы, конечно, оказываем помощь и пенсионерам, и одиноким, но таких острых проблем, как в Игарке, в Туруханске нет. И очень больно сегодня за игарчан, и не понятно, как за столько лет город оказался заброшенным. Хотя, должна сказать, что денег игарчанам выделялось не меньше, чем другим территориям.

— Мы вернемся еще к Игарке, а в  самом районе какое население?

— В центре живет 5,2 тысячи человек, по району без малого почти 13 тысяч, а с учетом объединения с Игаркой, Светлогорском и Курейкой, уже нас стало около 22 тысяч.

— Как правило, проблемы территории видны из показателя среднего возраста населения. У вас он какой?

— Без Игарки средний показатель по району 40- 45 лет, средняя продолжительность жизни 62 года.  В район стала возвращаться молодежь. При хорошей подготовке учащихся в школах многие поступают  и замечательно учатся в институтах, судьбу практически каждого мы отслеживаем, помогая с трудоустройством.

— Говорят, что программа главы района целиком зависит от этого показателя. Молодое население – значит, нужны детские сады, пожилое – надо развивать здравоохранение, выделять деньги на пособия. У Вас как?

— У меня проблемы одни. Я бы хотела, чтобы те люди, которые достигли пенсионного возраста, выехали в более теплые края, жили там вместе со своими детьми. Это раньше молодые разъезжались по всему Советскому Союзу. Я сторонница того, чтобы родители жили вместе со своими детьми. Жить ведь стало в целом труднее, и надо собираться вместе семьями, чтобы родители могли помочь молодым, а те поддержать стариков, и это правильно, хорошо. Это говорит о целостности нашего общества.

В Игарке пока сохраняется большой процент жителей преклонного возраста. Поэтому по инициативе администрации края депутатами Законодательного Собрания края принята целевая программа переселения игарчан, реализация ее начата в прошлом году. Получив по этой программе субсидии,  пенсионер может приобрести квартиру в избранном им регионе.

— Симона Григорьевна, мы затронули очень глобальный вопрос – объединение территорий. Это веление времени: объединяются федеральные центры, идет укрупнение территорий, если хотите, происходит укрепление мощи России. У вас этот процесс назрел тоже?

—  Туруханский район и Игарка объединились не только потому, что принят подобный закон. Это была мера вынужденная. Как известно, на территорию района пришла и надолго крупная компания, которая не может отдельно работать с городом, отдельно с районом, заниматься выстраиванием каких-то  внутренних  взаимоотношений между двумя муниципальными образованиями. Это во-первых. Во-вторых, Игарка в последние годы была неким слабым звеном в жизни края. Администрация края очень много внимания уделяла городу, но значимого эффекта при этом не получала. Закрылся лесокомбинат. Казалось, столько было сделано, чтобы его работников защитить, а в итоге половина фактически осталась незащищенными. Вслед за этим возникла ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством, и опять пострадали люди.  Должна сказать, что упомянутый вами закон, точнее, сроки его введения, сыграли злую шутку с нами.

Сходы и референдум о  согласии вхождения Игарки, а также поселка энергетиков Светлогорска и села Курейка в состав Туруханского района прошли еще осенью 2004 года. Выборы уже объединенного районного Совета и главы района проведены в мае 2005 года. А фактически единый район в соответствии с федеральным законом начал действовать с 1 января 2006 года. Подобная протяжка во времени и сказалась на ситуации. Поэтому сегодня говорить о переменах к лучшему в Игарке пока рано. И должностные лица администрации города остаются ответственными за развитие событий.

Если расставлять все точки над «и», то администрация района должна вести себя в подобной ситуации очень жестко, но я не такой по характеру человек.  Я всегда найду возможность с людьми договориться, если меня слышат. Но если меня не слышат, а точнее, не хотят услышать, я должна принимать крайние меры. Сегодня Игарка – это не просто город, а город в составе Туруханского района. Игарчане как-то не до конца это понимают. Так же нельзя работать…

—  А то, что Вы – женщина, мешает в работе?

—  Я могу быть разной. Если меня, что называется «достанут», то от меня пощады нет. Кто давно со мной работает, это знает. Меня нельзя загонять в угол.

— А какими жизненными принципами Вы руководствуетесь?

— Я очень терпимая. Я человек некрещеный, но всегда хожу в церковь. И обращаясь в такие минуты к Всевышнему, я всегда прошу терпения, терпения и мудрости.

— А есть или были в Вашей жизни кумиры?

— Многие годы я соизмеряю свои поступки с поведением бывшего первого секретаря райкома партии (имеется в виду КПСС) Александра Ефимовича Шадрина.  В первые годы я всегда спрашивала себя, а как бы он на моем месте поступил. Я сижу в  его кабинете и не сменила стоявшую там с тех пор мебель.

— Значит, в Вас больше от мужского характера, если Вы проецируете свои поступки на мужчину?

— Нет, я просто много общалась, работала рядом с Александром Ефимовичем. Я ведь никогда ранее и не мечтала, что буду главой района, даже и в мыслях этого никогда не было, и произошло это абсолютно случайно.  В 1994 мне поступило предложение от губернатора края В.М.Зубова занять этот пост, тогда это были не выборы, а назначение. Вы помните, довольно смутное время, я могла бы приватизировать торговое предприятие, которое я возглавляла, как это сделали многие… Но его ресурсы я направила на нужды района, а торговлю сделала муниципальной.

— Вы были тогда единственной женщиной среди глав районов?

— Да, и не только тогда. Хотя это очень трудно. Надо отказаться от семьи, от детей, от привычного уклада жизни, нужно изменить свои жизненные принципы.

— А представляете, завтра Вы – не глава, чем займетесь?

— (Смеется). Я бы начала ходить в спортзал…систематически… потому, что при том объеме энергии, что я трачу сейчас…это же надо чем-то заменить,.. иначе, наверное, можно с ума сойти.

— А на каком уровне в районе спорт?

— На очень хорошем. Квалифицированных, высоко оплачиваемых тренеров нам не пригласить, но свои самородки у нас есть. По-другому их и не назовешь: эти люди любят свой край, свой район, и хотели бы, чтобы он стал лучше. Вот Владимир Шевченко – заместитель начальника районного отделения милиции, уважаемый человек, многие годы он ведет в районе секцию бокса. Дети у него исключительные, возрастной состав юных боксеров, начиная с самых малых лет. Его подопечные принимают участие и в краевых, и в республиканских соревнованиях. К примеру, Александр Ишеков, ему 12 лет, стал в этом году серебряным призером зонального первенства России, а 14-летний  Тимофей Карпушкин – победителем Всероссийского турнира в Назарово. Представляете, не болтаются по улицам, не увлекаются наркотиками…
И таких энтузиастов, как Владимир Шевченко, у нас много. Почему? Туруханский район всегда жил оседло, из поколения в поколения передавались традиции. Чего только стоит проведенная нами  уже 26-ая  по счету спартакиада школьников по лыжам, северному многоборью. Кубки, дипломы, медали, рекорды – все настоящее.

— Главы не любят говорить о тех, кто работает рядом с ними…

—  Я практически не меняла никого в аппарате.  Те, кто работал  в мой первый приход  в администрацию района в средине 90-х, остались, когда я в 2001 году победила на выборах. Сменила тогда только первого заместителя, потому что изменились подходы к этой должности Е.Г.Кожевникова, педагога по образованию, направила на самый ответственный участок работы – начальником районного управления образования.  Почему-то все боялись, что при нынешних выборах уж,  точно, заменю всех, но этого не случилось. (Смеется).

— Возможно, Вы изменились, или подняли планку ответственности?

— И я изменилась, и они, и с вхождением в состав района Игарки, Светлогорска и Курейки, работы стало больше.

К сожалению, новые законы не позволяют увеличить численность аппарата, хотя работать трудно. 34 населенных пункта в составе района, представляете? Мы изменили должностные обязанности заместителей, пересмотрели порядок взаимозаменяемости, должностные инструкции. Много времени отнимают командировки, поездки. Посмотрите, расстояния-то какие, на велосипеде, на машине не уедешь.

Говоря, что наш район – самый большой в России – его протяженность с юга на север свыше тысячи пятисот километров, затраты огромные. Краевые органы власти уделяют району самое пристальное внимание. Я имею в виду и губернатора края А.Г.Хлопонина, и его заместителей, в частности Л.В.Кузнецова, и депутатов Законодательного Собрания края В.В.Семенова, А.М.Клешко, В.С.Нечаева, Ю.Н.Захаринского, В.Н.Севастьянова, они детально знают наши проблемы, профессионально входят в них и оказывают району реальную практическую помощь и поддержку.

— А есть у Вас в районе такое место, где Вы больше всего любите бывать?

— Есть. Я не рыбачка, и не охотник, но за ягодой езжу каждый год, — это уже традиция. Между Верхнеимбатском и Келлогом есть такие ягодные места, выходишь на поляну, она вся горит огнем.

— А ягода какая?

— Брусника. Ничего красивее в жизни не увидишь. Неповторимые минуты восторга, покоя и единства с мирозданием испытываешь, глядя на верхушки могучих сосен, лежа на мягком белом ковре из мха с яркими узорами брусничного великолепия. Живем в палатках, вечером у костра поем под гитару. Обычно проводим так два дня. Заряжаешься так, как будто был в отпуске, на полгода.

11 видов плодово-ягодных растений имеют в районе хозяйственное значение: брусника, черника, голубика, клюква, морошка, княженика, черная и красная смородина, черемуха, рябина, шиповник. Их средняя урожайность 1400 тонн.

Грибы, ягоды, орехи, различные виды растительного и лекарственного сырья из тайги Туруханского района поступают во многие регионы страны.

— Когда в заповедные места, приходит человек, природа гибнет?

— Если честно, я даже и не предполагала, что столь рачительно к природе будут относиться нефтяники. Идешь к буровой по аккуратному деревянному тротуарчику, а рядом морошка растет. Красота, представляете? И нас это радует.

Впервые опубликовано в журнале «Имена и лица», июль 2006 года

 

Комментарий автора

С.Г.Юрченко с 2010 не является главой Туруханского района. Изменился Устав района, система формирования выборных органов. Партия, набравшая большинство в Совете, вправе была называть своего кандидата, и она сделала свой выбор, предложив иного претендента. С.Г.Юрченко осталась в Совете рядовым депутатом. Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что   «не кухарка должна управлять государством», а у власти любого уровня должны стоять профессионалы. Пока хороший человек сможет стать хорошим руководителем, пройдут годы. Но результат может быть и не всегда положительным. Именно поэтому  актуальным остается   интервью с моей героиней, интересны и сегодня ее  жизненная позиция и  взгляд на районные проблемы.



Читайте также:

Теги материала:
, ,
Оставьте свой комментарий

3 комм.

  1. says: Виктор

    Не понятно, как за столько лет город Игарка оказался заброшенным? Спасибо С.Г.Юрченко,она спасает Туруханский район.Посмотрите фильм «Коррупционный рай», помолитесь на Симону!!!

  2. Я не только смотрела, но в отличие от многих и «видела». В силу своей причастности в течение ряда лет к тележурналистике, знакома с кухней создания подобного, и даже догадываюсь, кто «заказчик», но это уже другая история. Замечу вскользь, что анонимов, особенно, мужчин, не уважаю, тешат лишь себя, родимого… А что касается Юрченко, то она к проблемам Игарки была причастна только короткий период ее истории — пять лет. Молиться на нее, может быть и не надо, но хотя бы за то, что Ванкор получил развитие с территории нашего края. оценить бы следовало по достоинству.

  3. says: Виктория

    Не сомневаюсь в Вашем профессионализме как журналисте, но, по всей видимости, Вы очень не в курсе, что происходило в годы последнего»правления» С.Г. … А Ванкор развивается и будет развиваться в силу нужды страны в нефти…

Leave a comment
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.