Мы споем в самом центре России

Как скоротечна жизнь, и как порой мы бываем не внимательны к тем, кого судьба свела с вами.

Я встретилась с этим человеком в бытность моей работы в представительстве администрации Туруханского района в Красноярске. Глава района Симона Григорьевна Юрченко задерживалась на очередном совещании в краевой администрации. Ожидающий её в приёмной грузный пожилой человек высокого роста рискнул зайти ко мне в кабинет. Мне показалось, что он не вполне здоров, тяжело дышал. Специально отрощенная прядь волос на голове не очень опрятно прикрывала лысеющий череп. Волосы держались на нужном месте, будучи скрепленными двумя женскими заколками «неведимками».

Александр Дмитриевич Шемряков

Отвечая за взаимодействие администрации района со средствами массовой информации, я тоже планировала встретиться с главой по её приезду в офис, намереваясь показать ей материалы для очередного выпуска журнала «Экономическое обозрение», с которым мы тесно сотрудничали. Торопилась ещё раз «отрихтовать» тексты.

Мужчина представился: «Александр Дмитриевич Шемряков».

Я была удивлена: тот самый известный и популярный композитор Шемряков, чьи песни в средине 70-х годов исполняли все молодежные коллективы Сибири?! «Красноярск раскинул улицы», «Снегири, снегири…», «Баллада об Абакан-Тайшете», «Самый северный город земли», «И опять на Диксоне нет погоды»…

Не было ни одного молодёжного слёта, где бы ни звучали его песни.

Он много гастролировал по Сибири, летом 1968 года побывал в Игарке, выступал на местном телевидении. Тогда в местной газете «Коммунист Заполярья»  Александр Шемряков  так рассказал о цели своей поездки по Северу, о себе и об игарских впечатлениях:  «Путешествую я всегда с гитарой. Ездил в страны народной демократии. Но всё-таки мне всегда доставляет особое удовольствие встречаться с покорителями Крайнего Севера. В основном это люди мужества, выдержки и крепкой товарищеской спайки. Для них и о них я пишу мои песни.

Сейчас я совершаю творческую поездку по городам Красноярского края, посвященную предстоящему  золотому юбилею  Ленинского комсомола. Много интересных встреч состоялось у меня в пути, но впереди ещё больше. Знакомство с молодыми поэтами разных городов заставляет ещё больше работать над новыми песнями. Помимо этого постоянные встречи с молодёжью, чьей энергией и задором возводятся новые города и строятся гигантские ГЭС, эмоционально обогащают. Часто мне задают вопрос: «Как я стал композитором?» Отвечаю: непроизвольно. Биография у меня обычная: родился и живу в Красноярске. После службы в армии вернулся на завод. По вечерам часто за полночь засиживался с гитарой. И как то само собой   получилось, что я написал песню, которая понравилась моим знакомым и друзьям. Потом вторая, третья. Музыка всё больше и больше овладевала мной. Так я стал композитором.

Об игарских впечатлениях я мог бы рассказывать долго. Их много и интересные. Встреча с игарской молодёжью, её радушный приём очень приятен.  Чувствуется, что юноши и девушки всей душой тянутся к музыке, к миру прекрасного. Особенно мне запомнилась встреча с красноярскими студентами, работающими на погрузке, и с молодёжью вашего города в кафе «Северное сияние». Когда я пел свои песни, то мне хотелось, чтобы они понравились игарчанам.

Немного о планах на будущее. Хочется написать цикл песен о наших современниках – смелых, отважных и замечательных людях, которые в трудных условиях продолжают дело своих отцов».

Вместе с нотами и стихами  новой песни «Разлука», написанной на стихи эвенкийского поэта Алитета Немтушкина, в газете был опубликован портрет молодого композитора-песенника с гитарой (ему тогда исполнилось тридцать пять лет) и его автограф-пожелания игарчанам:

Шемряков

«Сегодня у меня праздник. Я побывал в «весеннем» городе Игарке. Игарка – это чудо, особенно, вечером. Советую скептикам посмотреть. Игарка и песня – это одно целое. Для тех, кому не спится ночью, для влюблённых. А.Шемряков»

Теперь передо мной  стоял пожилой человек.

Но самое главное – это был автор известнейшей в нашем городе песни, написанной на стихи поэтессы Аиды Федоровой, начальная строчка куплета которой стала чуть ли не крылатой фразой, слоганом, как бы сказали сейчас:

«Игарка – не иголка. Её не затерять.

На глобусе недолго Игарку отыскать.

Зимой Игарка – заводь, весной Игарка – порт,

Пусти Игарку плавать, далёко уплывёт».

(Полный текст и ноты в очерке «Пою тебя, моя Игарка» на сайте).

Стоящему передо мной мужчине было уже за семьдесят. Узнав, кто я, он стал показывать мне, что принёс для встречи с главой района: несколько аудиокакссет и фотоальбомов, песню «Наш дом – Туруханск».

Аудиокассет было две: «Красноярскъ раскинул улицы…» и «Забытые страницы Сибири» — не просто сборники песен, а своеобразное историческое путешествие, сопровождаемое песнями автора. Радиоспектакль повествовал о покорителях Сибири, Севера, заложивших Енисейский флот, прошедших впервые по Северному морскому пути, открывших Курейское месторождение графита, енисейское золото и норильскую медь. Героями спектакля были погибшие при изысканиях трассы проектировщики железной дороги Абакан-Тайшет А.М.Кошурников, К.А.Стофато и А.Д.Журавлев. Особенно взволновала меня неизвестная доселе судьба другой героини — возлюбленной адмирала А.В.Колчака Анны Книппер-Тимиревой. Оказывается, после 20 лет тюрем она еще несколько лет жила в ссылке в Енисейске. В 1960 году, когда ее реабилитировали ввиду отсутствия состава преступления, она писала Генеральному прокурору СССР: «15 января 1920 года я была арестована в Иркутстке в поезде Колчака. Мне тогда было 26 лет. Я любила этого человека и не могла бросить его в последние дни его жизни. Вот, в сущности, в чем моя вина».

Не буду подробно рассказывать о других героях спектакля, скажу лишь, что в нем органично звучали и песни Александра Шемрякова, что придавало им сопричастность событиям.

Одна из книг — фотоальбомов была названа, как и кассета, «Забытые страницы Сибири», другая — «Мы живем в самом центре России». Оба издания содержали не только песни, но и богатый исторический материал по краеведению, рассказывали об известных и неизвестных ранее исторических событиях, были снабжены уникальными фотографиями.

В частности, на фото были запечатлены и политические ссыльные в Туруханске 1915 года, среди которых Я.М.Свердлов и И.В.Сталин, и оркестр заключенных стройки № 503 в поселке Ермаково, и начальник строительства Василий Барабанов, пользовавшийся уважением среди отбывавших наказание. На одной из фотографий была Курейка, где в 1952 году был сооружен пантеон и памятник И. В.Сталину.

Кроме диска с радиоспектаклем к книге «Мы живем в самом центре России» прилагался и диск с оркестровыми сопровождениями песен.

Я, естественно, заинтересовалась, как композитору пришла подобная идея подачи своих песен. Оказалось, что его жена Элеонора Александровна – историк, кандидат исторических наук, а сам Александр Дмитриевич ещё и член Союза журналистов России. В его активе, кроме песен, музыка к спектаклям и даже несколько созданных им пьес.

В тот вечер, Александр Дмитриевич ушёл, так и не дождавшись приезда главы района, но зато прекрасный рассказчик подарил мне столько интересного, что у нас завязалась с ним дружба. Я показала ему свои исторические «запасники», некоторых фотографий у него не было, рассказала о дружбе с Виктором Петровичем Астафьевым.

В один из следующих его визитов в наш офис композитор принес мне два диска: один с песней «Порт Игарка» на стихи Аиды Федоровой (ту самую «Игарка – не иголка»), другой — с новой песней на стихи Анатолия Третьякова «Астафьев из Сибири родом» в исполнении вокального ансамбля «Мелодия» под управлением Людмилы Русиной.

Решился вопрос и с приобретением у композитора двадцати комплектов книги «Мы живем в самом центре России» для клубов и школ Туруханского района: и историю края можно по ним изучать, и фонограммы нескольких десятков лирических песен автора на стихи красноярских поэтов на выбор могут быть использованы солистами и ансамблями в концертах.

На некоторое время мы расстались, я перешла на другое место работы. Неожиданный звонок от Александра Дмитриевича на мой квартирный телефон меня удивил.

Александр Дмитриевич Шемряков

Оказалось, они с женой издали вторую часть книги «Забытые страницы истории», включив туда и полученные от меня материалы и сведения, и даже указав в выходных данных в числе других и мне личную благодарность за помощь в сборе исторических материалов. Шемряков пригласил меня на презентацию книги в краевую научную библиотеку. Но я работала уже в иной сфере, отпрашиваться с работы по личным нуждам не могла, и на презентации не присутствовала.

Александр Дмитриевич Шемряков

Александр Дмитриевич звонил мне несколько раз, приглашал заехать к нему домой, получить заготовленный для меня экземпляр книги с автографом. Но маршрут моей поездки на работу и обратно никак не проходил мимо дома композитора, и я каждый раз откладывала поездку до лучших времен.

14 февраля 2012 года его не стало.

До сих пор испытываю угрызения совести.

Все надо делать вовремя, в том числе и говорить слова благодарности, и уважительно относиться к просьбам престарелых людей. Теперь будучи свободна в передвижении, проезжая по улице Белинского, мимо дома № 1, я всегда вспоминаю о нём.

Сканы второй части книги «Забытые страницы Сибири» и фото презентации книги из интернета.



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.