Ах, осень, осень…

Из дома Астафьевых невозможно было уйти без подарка. Гостеприимная хозяйка Мария Семеновна непременно одаривала гостя на прощание книгой. Причем, не всегда это были произведения Виктора Петровича. Именно от нее я узнала и о существовании талантливого уральского поэта Алексея Решетова. Его посвященное Виктору Астафьеву стихотворение «Не плачьте обо мне: я был счастливый малый…» она вначале прочла мне наизусть. Стихов она помнила множество, начинала их читать в подходящий для этого случай, поражая своей памятью и удивляя множеством заученных наизусть строф. Уходила в тот день я уже и с маленьким карманного формата сборничком, который и открывался этим стихотворением.

Ах, осень, осень…

Шел 2002 год, Виктора Петровича уже не было в живых, и тем «счастливым малым», о котором не велено плакать уже казался не автор, а тот, кому были посвящены стихи. Поэтому стихотворение из ее уст звучало еще трогательнее и весьма трагично.

От Марии Семеновны я узнала о нелепо оборвавшейся от руки любимой женщины жизни другого талантливого поэта Николая Рубцова. С ним рядом они жили в Вологде. Множество его стихов она знала наизусть и с большим удовольствием пересказывала мне слегка прикрыв глаза. Не найдя томика его стихов для меня, она протянула мне довольно объемную темно синюю книгу «Час России»:


— А вот, посмотри, Витенька (так она называла всегда своего мужа, писателя) задумал как-то издать книгу стихов известных и малоизвестных поэтов, взяв по одному только стихотворению от каждого. Возьми, прочти, здесь есть и Алексей Решетов, и Николай Рубцов.

Так у меня в библиотеке появилась книга, в которую я время от времени «погружаюсь».

Собирать, отбирать и редактировать антологию стихов российских поэтов, изданную московским «Современником» в 1988 году, помогал Виктору Петровичу красноярский поэт Роман Солнцев. Он был одновременно редактором литературного журнала «День и ночь». Его стихотворение «Отчий дом» тоже представлено в Антологии. А вот стихов Виктора Петровича я в книге не нашла. Тем интереснее для меня было недавно узнать, что идея издания подобных сборников стихов жива и ныне. Я имею в виду книгу «Поэты на берегах Енисея. ХХ, ХХI век. Антология одного стихотворения», издание второе, Красноярск, «Семицвет», 2008 год. С интересом пролистываю сборник. Вдруг найду имена известных мне поэтов. Может есть среди них и мои земляки. Я слежу за туруханским и игарским периодом Игнатия Рождественского, Казимира Лисовского. Откровением для меня становится, что Иосиф Сталин писал стихи, правда к периоду ссылки в Курейке они не относятся. И вдруг знакомое фото: среди авторов нахожу и Виктора Астафьева…

Мария Семеновна рассказывала мне, что Витенька очень любил стихи, показывала его знаменитую записную книжку, куда он вклеивал аккуратно вырезанные из газет и журналов понравившиеся ему стихи, либо переписывал их собственноручно на свободные страницы. Александр Пушкин, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, и, конечно, Николай Рубцов рядом с мало кому известными, но очень колоритными «Пахнет от Фроськи луком и салом…» Сергея Шмитько… Знала, что Виктор Петрович любит петь и однажды слышала в его исполнении «Выхожу один я на дорогу»…. Но то, что пишет он и стихи, стало для меня откровением.

С огромным удовольствием знакомлю читателей моего блога с этим стихотворением:

 

Ах, осень, осень…
Над Енисеем осени круженье,
И листья светло падают в реку,
И острова плывут, как листьев отраженье,
А сердце рвется вслед прощальному гудку.

Тревоги нет, а лишь тоска и горе
Листом увядшим над рекой кружит,
И не слезой, а песней о далеком море
В краю полночном память, память прозвучит.

Ах, осень, осень,
Зачем так рано,
Зачем так скоро прилетела ты?
Зачем ты утренним туманом
Закрыла летние черты?

И улетают птицы, нами не добитые,
И в небе стон стоит, прощальный стон,
То пролетают годы, нами не дожитые,
Над Енисеем листьев, листьев перезвон.

Ах, осень, осень,
Зачем так ярко,
В час угасанья ярко светишь ты?
Зачем в груди так холодно, так жарко
От этой неизбывной красоты?

Сборник «Поэты на берегах Енисея. ХХ, ХХ1 век. Антология одного стихотворения». Издание второе, Красноярск, Семицвет 2008 год, стр.31

 

Публикация в блоге стихотворения Виктора Петровича Астафьева «Ах, осень, осень» нашла отклик у посетителей сайта и добавила новые подробности к истории.

Оказывается, в судьбе однажды родившегося стихотворного текста оказалась и музыкальное продолжение. И Виктор Петрович об этом не просто знал, он был дружен с автором музыки.

О существовании романса Владимира Пороцкого на стихи В.Астафьева я узнала из комментариев к моему очерку. А вскоре в музее в Овсянке в открывшемся новом выставочном зале увидела и ноты, подаренные сотрудникам краеведческого музея композитором. Сейчас он живет в Германии. А в свое время был директором Красноярской государственной филармонии, возглавлял региональное отделение Союза композиторов.

Сотрудничество с писателем началось с создания музыки к балету «Царь-рыба» по известному роману Виктора Петровича Астафьева.

Владимир Яковлевич Пороцкий в переписке с журналисткой Валентиной Майстренко рассказывает, что еще 8 марта 1987 он получил от Астафьева открытку: «Завершая работу над собранием сочинений, рылся в бумажном старье и наткнулся на два текста — может, они и лягут тебе на душу?»

Романс «Ах, осень, осень!» был написан в 1994 году. У второго текста романса «Эх, года, не беда!» оказалась более долгая история, он был написан композитором в 2012 году и его звучание Виктор Петрович уже не услышал.

Романс «Эх, года, не беда!» (для голоса и фортепиано)

Музыка Владимира Пороцкого, стихи Виктора Астафьева

Эх, года, не беда, голова поседела, Грусть нахлынет, и память опять заболит. Но по небу вновь тянут клином птицы на север, Землю солнышко греет, всё вокруг воскресает, теплом веселит.

Эх, года, не беда, сколько бед, сколько горя, Сколь невзгод пережито и сколько потерь. Но ты всё ещё рядом, наше прошлое — шире моря… Наша боль и любовь — глубже, выше неба, Ты этому верь.

Эх, года не беда, мы пока ещё рядом, И плечо ко плечу подставляем, коль тяжко нести, И беду или хворь вместе мы переможем. Нам года не беда, нам и горе — не горе. Нам бы только сейчас вот сей день пережить.

(Ремарка В.П. Астафьева о последней строке: «Тихо, почти шелестя губами, как бы молясь…)



Читайте также:

Оставьте свой комментарий

4 комм.

  1. Я благодарю Вас за чудесный материал, зачиталась. Набрела на него в поиске информации о песне «Ах, осень, осень…» 14 октября я веду концерт, где она будет исполнена студентом 4-го курса, воспользуюсь информацией ( с Вашего позволения), ведь, действительно, многие не знают, что Виктор Петрович писал стихи. Ещё раз, огромное СПАСИБО.

    1. Наталье — Спасибо за отзыв, всегда приятно, когда твой труд пригодился. Что касается Виктора Петровича, то не писать о нем нельзя, еще одно из его увлечений — музыка. Бывший детдомовский мальчишка любил классическую музыку, романсы, на равных общался с великими музыкантами, дирижерами, певцами, и любил петь в компаниях сам. Хочу и вас спросить, Наталья, о каком концерте вы пишете. В каком городе? Чему посвящен? Кто участники?

  2. очень уважаю Виктора Петровича и его творчество! конечно стихотворение отражает самобытность народа, красоту природы и переживания художника о прощании с коротким сибирским летом тех лет!

    с ув., историк-фотокорреспондент, арт-менеджер Е.Булычев, Ачинск

    1. Евгению Булычеву — Спасибо за общность интересов и оценку творчества Виктора Петровича. Он — величайший из писателей России, тем более приятно, что темой его творчества стала Сибирь, Игарка.

Leave a comment
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.