Забытый поэт о забытой Игарке

Передо мной небольшой сборничек стихов Льва Черноморцева «Сибирская земля», изданный в 1950 году в Москве. Открыв его, ищу глазами, есть ли что-нибудь о Енисее, моем родном городе Игарке, ведь это, как никак, Сибирь. И ожидания меня оправдывают. В стихотворении «Строитель» об Игарке упоминается не вскользь. В двух строчках дается емкая оценка героизму первостроителей, в трудных северных условиях построивших город: «Свою Игарку у Большой воды построили, где льдов полярных глыбы..».

Забытый поэт о забытой Игарке

Невольно к автору возник интерес: кто он? Был ли в Игарке? Вроде и знакомая фамилия, но реальный ли человек, либо псевдоним?

Спустя несколько десятков страниц нахожу еще одно стихотворение «Огни Игарки», начинающееся незатейливой рифмой: «Игарка, ты Игарка, портовый городок». Конечно, артефакт, относящийся к истории города. Хотя один куплет кажется оригинальным, самобытным, точно замеченным автором и воплотившимся в образ:

Из трубок лесопилки
Постреливает пар
И, словно снег, опилки
Летят на тротуар.

Кажется, прочтя стихотворение полностью, находим ответ на вопрос, был ли автор в Игарке. Скорее всего, нет: там живет кто-то, с кем он водит дружбу. Но, может быть, «корешок» лишь найденная рифма к слову «городок»?!

Поиск в интернете осветил некоторые подробности биографии поэта: Лев Николаевич Черноморцев родился в 1903 году в Красноярске в семье телеграфиста-железнодорожника. Учился в Иркутском университете на факультете словесности в 1925 году. В том же году появились и его первые стихи. С 1930 года Лев Черноморцев живет в Москве, там знакомится со многими известными писателями и поэтами.  А в 1934 году он становится членом Союза советских писателей. Членский билет ему был подписан лично А.М. Горьким.

В годы Великой Отечественной войны Лев Черноморцев некоторое время находится на фронте. По другим источникам, эвакуированный вместе с московской редакцией в тыл, он живет и трудится в Красноярске. Но вот материалы сайта «Подвиг народа» расставляют факты по временным рамкам. На фронт он призван в июле 1943 из Красноярска, следовательно, уже не юношей, а сорокалетним. В наградном листе, подготовленным 5 августа 1944 годна начальником политотдела 219 стрелковой дивизии подполковником Достоваловым, в графе должность записано: «Поэт, редакция газеты «За правое дело». Из краткого описания личного подвига и заслуг буквально следует, что «член Союза Советских писателей, известный поэт Черноморцев пришел на фронт добровольцем». Стрелок 7 роты 3 стрелкового батальона 710 стрелкового полка «не расставался со своим острым оружием – пером», писал вначале в дивизионную газету, а потом и стал ее полноправным сотрудником. Его стихи «Сталин», «Суворов», «Славный путь» (к годовщине формирования дивизии) заучивались солдатами, а песни, написанные на его стихи, исполнялись в окопах.

Вспоминаю, что наш отец-фронтовик любил доставать нам свой «Фронтовой песенник», и мы вместе с ним распевали его любимые «Землянку», «Цветочницу Анюту» и «Махорочку». Теперь вот спустя много лет, я узнала и автора залихватской детской песни: «Эх, махорочка-махорка, породнились мы с тобой. Вдаль глядят дозоры зорко. Мы готовы в бой! Мы готовы в бой!» С отцом и сестрой мы пели, пританцовывая. Маленький братишка инсценировал сидящего на пеньке после боя героя-солдата, свернув из газеты цигарку и понемногу откусывая от нее бумагу. Мама аплодировала нам.

Оказывается, Лев Черноморцев, сотрудничая с редакцией фронтовой газеты, выдумал лирического героя солдата Конькова, вкладывая в его уста призывы к победе, сочинял не только патриотические стихи, но и поднимал боевой дух, публикуя солдатские байки, частушки, юморески. Литературный труд Черноморцева на фронте заслужил правительственной награды – в августе 1944 года он был удостоен медали «За боевые заслуги».

Будучи тяжело раненным, он и после войны не оставил занятие поэзией. До последнего дня, он умер в 1974 году, он писал стихи, полные мужества, героики созидания. За строками поэзии пятидесятых-шестидесятых годов – славные дела тружеников Сибири, осваивающих ее бесценные богатства, строящих новые города, развивающих производство. Лев Черноморцев — автор поэтических сборников «Тайга» (1934), «Стихи» (1937), «Мое оружие» (1942), «Песнь о Сибири» (1946), «Сибирская земля» (1950), «Моя Сибирь» (1951), «На просторах Сибири» (1956), «Приметы» (1967).  В сборнике «Родной Енисей», одним из составителей которого был Игнатий Рождественский, я нашла еще одно стихотворение, относящееся к нашему городу» — «На Енисее».
Предлагая читателям стихи об Игарке Льва Черноморцева, надеюсь, что найду и другие по мере того, как мне удастся прочесть все поэтические сборники ныне редко упоминаемого автора.

Строители
Походкой легкой молодость прошла:
Но впереди дорог еще не мало.
Где были мы – там встали промысла,
Там зазвенела круглая пила,
ГЭС над рекой огнями засияла.

Свою Игарку у Большой воды
Построили, где льдов полярных глыбы..
Медведя да сохатого следы
Перечеркнули рельсами Южсиба…

И дальше продолжается поход
На новостройки, верфи и культбазы,
Большевики, мы смотрим вдаль, вперед!

…Как хорошо, усевшись в самолет
Большой простор окинуть зорким глазом.

Как хорошо, что много есть дорог
И пахнет жизнь рекой сплавной и лесом! ..
Кругом — друзья!
Не кажется далек мне с ними путь
Москва – Владивосток
В вагоне транссибирского экспресса.

Сборник «Сибирская земля», Москва, Советский писатель, стр.37-38

Огни Игарки
Игарка, ты Игарка,
Портовый городок,
Наш Север сполох яркий
По-над тобой зажег.

Из трубок лесопилки
Постреливает пар
И, словно снег, опилки
Летят на тротуар.

Игарка, ты Игарка,
Полярный городок,
Живет в тебе, Игарка,
Мой старый корешок.

Пропахла ты, Игарка,
Смолистою доской.
Огни электросварки
Мерцают над рекой.

Матрос, рыбак, рабочий, —
Мы здесь зажгли огни!
Во тьме полярной ночи
Горят, горят они!

На корабельной рее
Плывут они в туман,
Чтоб там, за Енисеем,
Сиять еще светлее
В становищах долган.

*Корешок – друг (матросское)
Долгане – северное племя.
Сборник «Сибирская земля», Москва, Советский писатель, стр.71-72

На Енисее
На просторы песня рвется
В те далекие края,
Где меж диких тундр несется
Енисей, река моя.

Там впервые засверкало
У меня в руках весло,
Но воды с тех пор немало
В Ледовитый унесло.

И согрет дыханьем жарким
Край суровый, край родной.
Пахнет смолью порт Игарка, —
Смолью, ветром и сосной.

Там, на северном просторе,
Лесорубы валят лес,
Дымы фабрик и факторий
Вырастают до небес.

Любо глазу морехода
И рукам умелым там!
Лебедями пароходы
Подплывают к берегам.

Счетоводы и радисты
Едут зиму зимовать…
Я всегда ходил на пристань
Им рукою помахать…

И недаром песня рвется в те далекие края,
Где меж диких тундр несется
Енисей, река моя.

Журнал «Индустрия социализма, 1939 год, № 6
Сборник «Родной Енисей», Красноярск, 1951 год, стр.80-81



Читайте также:

Теги материала:
, ,
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.