Зарубки на память: Игарка, 1934 год

Не перестаю восхищаться людьми. Если бы каждый на своём рабочем месте добросовестно относился к исполнению своих служебных обязанностей, мир менялся бы к лучшему.  Последнее десятилетие часто бываю в отделе ретропериодики Красноярской краевой научной библиотеки, всегда от сотрудников отдела получаю квалифицированную помощь, нахожу взаимопонимание и поддержку. Вот и недавно мне  принесли для просмотра  подшивку газеты «Красноярский рабочий»  за июль-сентябрь 1934 года, а в ней несколько значимых для моего проекта материалов.

А я уже, признаться, и надежду потеряла, думала, не осталось следов от 1934 года!

Кроме газеты «Красноярский рабочий» в этой главе мы размещаем также часть сведений из уникального издания «Игарка, 1935», изготовленного на правах рукописи и запечатлевшего  хронологию событий молодого города и изменение в ней по годам части сведений.

В 1934 году ответственным  редактором «Красноярского рабочего»  был Л.Филатов.  В номерах «Большевика Заполярья» за  1935 год нахожу ту же подпись. Значит ли это, что нашу газету возглавлял впоследствии один и тот же человек?

Как он оказался в нашем городе, нам ещё предстоит узнать. Пока же  нашла сведения о том, что 3 мая 1940  года Указом Президиума Верховного Совета  СССР за выдающиеся заслуги в деле освоения Север­ного Морского пути и районов Крайнего Севера, а также за образцовую и самоотверженную работу в период арктических навигация 1938 и 1939 годов  Леонид Александрович Филатов был награжден медалью «За трудовое отличие». Правда, в тексте Указа, размещенном в интернете,  он записан как редактор газеты «Звезда Заполярья». И такая газета издавалась в городе Мурманске… Возможно, отважный журналист отправился дальше на Север?!

Теперь о найденных  в «Красноярском рабочем» публикациях, касающихся нашего города.  Они начинаются с апреля, вначале простыми объявлениями о найме на работу.

«Игарскому лесокомбинату треста «Севполярлес» требуются на постоянную работу 2 бухгалтера расчетной части, 2 старших счетовода и 2 конторщика». («Красноярский рабочий»  05.04.1934)

Зарубки на память: Игарка, 1934 год

«Таймырскому тресту ГУСМП (мой комментарий – и это, как мы уже знаем, тоже Игарка) для работы на северных предприятиях требуются главные и старшие бухгалтера, бухгалтера отделов, счетоводы, юрисконсульт, экономисты-плановики, плановики-финансисты, агрономы с уклоном животноводства и растениеводства,  ветеринарный врач, инженер-строитель, техник-строитель, плотники. («Красноярский рабочий»  23.04.1934)

А вскоре появляются и более лирические по настрою, но до обидного короткие информации.

На Игарке тает снег

«За последние дни началось быстрое таяние снега. В городе идёт подготовка к огородной кампании. Овощи в условиях Заполярья играют огромную роль,  особенно в борьбе с цынгой. В электрифицированных тепляках   (мой комментарий – так в тексте) при искусственном свете и тепле  растёт лук и огурцы. Рабочие Заполярья готовятся к посадке овощей в индивидуальных огородах». («Красноярский рабочий»  01.06.1934)

Из материалов газеты узнаём и о планах  освоения Арктики на текущий год. Они в статье заместителя Отто Юльевича Шмидта Семёна Иоффе «Северный морской путь будет освоен»,   перепечатанной из главной газеты страны «Правды», выходящей в столице.

Семён Самойлович Иоффе (1895-20.06.1938) прожил очень короткую жизнь, был репрессирован, расстрелян и посмертно реабилитирован. Даже точное время его  работы в аппарате ГУСМП не установлено…

Северный морской путь будет освоен

«(…) Наступление на Арктику ведётся непрерывно.  В 1934 году оно будет вестись на широко развёрнутом фронте.  Во-первых организуется традиционная Карская экспедиция. В эту экспедицию суда поведёт ледокол «Ермак», классическое ледокольное судно, построенное по проекту Макарова. (…)»

В июле с началом речной навигации информации об Игарке начинают поступать целыми блогами. Так в номере от 4 июля в рубрике «По краю» сообщается о строительстве нового крупного завода на Севере: «Решением Наркомлеса в Игарке намечено строительство   шестирамного лесопильного завода. На днях в Игарку для  изыскательских работ и выбора площадки для завода прибыли инженеры».

К тому времени в Игарке действует два лесопильных завода. Дан старт и строительству причалов морского порта.

Реконструкция Игарского порта

«В Игарку прибыла экспедиция главсевморпути  для составления проекта реконструкции порта.  Осенью текущего года намечено начать сооружение капитальных причалов».

Подробности  строительства причалов мы находимом в последующих выпусках различных периодических изданий, обещаю, расскажем обо всём подробно.

В этой же подборке коротких информаций сообщается и дата – 20 июля, когда намечено праздновать в городе его первый юбилей – пятилетие. В городе создана юбилейная комиссия. Материалы о пятилетии я вынесла также в отдельную главу «Зарубок».

«Изучить жизнь полярного человека»

Под такой рубрикой была размещена беседа с доктором А.И.Блюменфельдом, руководителем медицинской экспедиции, отправляющейся на Север, в Игарку.  Материал назывался «Новая медицинская экспедиция на Енисейский Север».

«В Красноярск,  для дальнейшего следования на Север по Енисею, прибыла экспедиция Всесоюзного института экспериментальной медицины при СНК СССР. Начальник экспедиции, заместитель председателя центрального арктического бюро ВИЭМа, доктор А.И.Блюменфельд в беседе с нашим сотрудником сообщил: «Одной из важнейших задач успешного освоения Крайнего Севера  является всестороннее изучение человека, работающего в полярных условиях.

Особенности полярной природы (полярная ночь и день, электро-метеорологические особенности, вечная мерзлота, отсутствие обычной бактериальной флоры и минерализованной воды) создают сложное биологическое взаимодействие между организмом человека и внешней средой Севера. В результате этого вырабатывается  физиологическая приспособляемость организма к Северу, появляется ряд особенностей в патологии (полярные заболевания).

В мировой медицинской литературе вопросы физиологии и патологии человека на Севере очень мало освещены. Такие важнейшие главы как акклиматизация, иммунитет (невосприимчивость к инфекционным болезням), авитаминозы (цинга),  развитие детского организма, гигиена и прочие в условиях крайнего Севера должны быть созданы новой наукой – советской полярной медициной.

В системе всесоюзного института экспериментальной медицины, одной из основных задач которого является изучение проблемы  «человек и внешняя среда» организовано центральное арктическое бюро, которое объединяет и комплексирует (мой комментарий – так в тексте) все работы по изучению человека на крайнем Севере. Арктическим бюро уже предпринят ряд шагов.  Зимовщики ГУСМП, выехавшие на остров Врангеля, мыс Северный, Уэллен, мыс Челюскина, мыс Желания (Новая земля) получили исследовательские задания ВИЭМа и снабжены научной литературой.

Задания получили и врачи ледоколов. Все зимовщики подвергаются углублённому медицинскому освидетельствованию. Особому изучению будут подвергнуты материалы врача-челюскинца Никитина.

ВИЭМом организуется ряд стационарных исследовательских баз на Севере. Уже организована полярная станция в Мурманске, охватывающая весь Кольский полуостров и ближайшие острова  Баренцева моря. Формируется бригада научных  работников-врачей на остров Шпицберген, которая должна изучить шахтёров Донбасса, переброшенных на полярные шахты «Арктикугля».

Председатель арктического бюро, крупнейший микробиолог Союза профессор Б.Л.Исаченко и доцент Егорова участвуют в экспедиции на ледоколе «Седов», где они будут изучать биологию микроорганизмов, воздуха и воды северной части Карского моря. На этом же ледоколе выезжает физик ВИЭМа  т. Боришанский, в задачу которого входит изучение  электрического состояния полярного воздуха в связи с его влиянием на организм человека.

Возглавляемая мной Енисейская полярная экспедиция является первой экспедицией ВИЭМа и преследует цель произвести медико-санитарное обследование района Игарка – Дудинка — Усть-Порт — остров Диксон и выявить все особенности района, нуждающиеся в стационарном медицинском изучении в связи с ближайшими задачами хозяйственного и культурного освоения Таймырского края. Особому изучению будут подвергнуты причины появления и прекращения цинги в районе Игарки, с выработкой мер дальнейшей  противоцинготной профилактики (физиотерапия, физкультура, использование местных витаминных ресурсов – морошка).

В Игарке на организованной экспедицией полярной станции останутся два научных работника, остальные участники экспедиции вернутся северным морским путём.

О.Ю.Шмидтом сделано распоряжение Таймырским организациям  ГУСМП об оказании полного содействия экспедиции ВИЭМа.

В заключение доктор Блюменфельд отметил, что в арктической природе наряду с некоторыми отрицательными влияниями (полярная ночь), могут быть скрыты исключительно-профилактические возможности в виде особых условий ультрафиолетовой радиации, ионизации и чистоты воздуха и других условий в период полярного дня, что и заставило включить в тематический план экспедиции  вопрос об изучении  проблемы заполярного климатического санатория.

Экспедиция выезжает на север на пароходе «Ян Рудзутак».

Действительно, как мы знаем, по результатам этой экспедиции в Игарке была  организована научная станция – филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, главная  задача – изучение и ликвидация цинги – страшнейшего заболевания на Крайнем Севере. В 1935 году было зарегистрировано всего три случая заболевания цингой.

Из материалов, рассказывающих о ходе лесоэкспортной навигации, интерес у современника может вызвать критический репортаж «Порт срывает погрузку экспорта для Карской экспедиции».  Речь идёт о работе Красноярского речного порта и красноярских лесозаводах, поставляющих пилоэкспорт в Игарку.

«План отгрузки экспортного леса, несмотря на хорошую работу бригад грузчиков и систематическое перевыполнение ими планов погрузки, всё же не выполнен. Произошло этому потому, что порт сорвал своевременную подачу тоннажа.

По графику работ – суточная норма погрузки леса – 75 стандартов. По тому же графику баржа «Абакан» должна была стать под нагрузку 17 июля. Однако «Абакан» подали на Баландинскую площадку только 18 июля. Несмотря на это грузчики, работающие на погрузке лесоэкспорта, ударной работой закончили погрузку 22 июля, вместо 23 по плану, погрузив 403 стандарта вместо 401.

Вместо 4 часов утра 23 июля баржа «Карская 28» была подана на Баландинскую площадку только к 7 часам вечера, то есть получился простой  в 15 часов. 23 погрузка лесоэкспорта была фактически сорвана из-за неподачи тоннажа и ещё из-за необдуманного распоряжения  представителя Экспортлеса Софронова.

Дело в том, что бригады грузчиков могли в простойное время 23 июля заготовить лес с баржи на погрузочную площадку, а как поставили баржу, то простойное время быстро бы наверстали. Однако,  Софронов это делать запретил из-за боязни дождя, тогда как имеется 8 таборных брезентов, которые полностью бы обеспечили сухость леса даже при сильном дожде. Грузчики опять успешно бьются за досрочную погрузку баржи.  24 июля, несмотря на простой в 4 часа из-за дождя, план перевыполнен, погружено  вместо 75 стандартов – 107.

25 июля должна встать на Базайскую площадку 3-ья баржа. Но это баржа только 23 июля в конце дня была приведена в Красноярский порт, а ей надо разгрузиться 4 дня.

Только благодаря настойчивости начальника Баландинского участка Луговского, под погрузку этой баржи дали три лучших мужских бригады – 1, 7 и 6 с тем расчётом, чтобы к 26, то есть на два дня раньше срока её разгрузить от зерна и поставить под лес.

Погрузку леса необходимо форсировать не только потому, что этим уменьшится простой тоннажа, но и потому, что неблагоприятная погода, неподача тоннажа, могут сорвать план погрузки лесоэкспорта и причинить государству огромные убытки валютой.

Нужно сказать, к чести руководителя погрузки лесоэкспорта тов.Луговского, что рабочее место и сама организации работ в этом году значительно лучше, чем когда-либо. Трапы исправны, инвентарь и кони для подвозки леса в хорошем состоянии, лотки сделаны также хорошо. Поэтому в этом году порчи леса почти нет.

Работают семь бригад грузчиков, в большинстве женщин. Работают хорошо. Введена прогрессивная оплата труда. За перевыполнение план от 101 до 105 процентов даётся надбавка 130 процентов основных расценок, от 106 до 110 процентов – 140, от 111 до 115 – 150 и так далее. До 120 процентов и свыше даётся прибавка в 200 процентов к основным нормам.

Прогрессивная оплата труда сразу же себя оправдала. На погрузке лесоэкспорта самая отсталая бригада Красноярского порта № 14 (бригадир Кириллова), которой присуждено рогожное знамя, показала не ниже 100 процентов выполнения плана, а лучшая бригада № 12 (бригадир Сверидова) ниже 130 процентов плана не выполняет.

Работа идёт в две смены с 4 утра. Рабочих привозят на катере.

Питание грузчиков на Баландинской площадке налажено. Обеды там сейчас готовят хорошие, но на Базайской площадке неналаженность питания грозит работе простоями. В этом повинны начальник ОРСа  ЕнУРПА Шветов и зав.отделом общественного питания Накрохин, проявившие к организации питания грузчиков бюрократическое бездушие.

Нужны для доставки обедов на Базайскую площадку термоса. Нет также мисок и ложек. Своевременно об этом не позаботились.

Партийная и профсоюзная организации порта ещё только начинают развёртывать массовую работу среди грузчиков.Сводки выполнения плана каждой бригадой, вместе с показателями среднего заработка бригадника уже завоевали внимание грузчиков. В обед среди них проводятся беседы, или совещания.  Каждая бригада имеет соцдоговор.

Но этого мало. Надо организовать пятиминутные производственные совещания в каждой бригаде, так как бригады нуждаются в лучшей организации труда. Нужно наладить работу производственно-товарищеского суда над прогульщиками и хулиганами. Организовать красный уголок и добиться, чтобы в каждой бригаде была стенная газета.

Бригада Сверидовой 24 июля показала рекорд погрузки – 208,4 процента. Такого показателя бригада добилась уплотнением рабочего дня и правильной расстановкой грузчиц на участках работы. Так,  например, у Сверидовой  3-4 человека работают на штабелях, 4 человека на возке леса, 6-8 таскают лес и 4 его укладывают в трюме. На всех этих участках распределены лучшие ударницы Андреева, Каюкова, Ярлова, Непомнящая, Лаптева, Винникова, Достовалова, которые подтягивают остальных.

Опыты лучших бригад нужно переносить во все бригады и не только работающие на погрузке лесоэкспорта, но и на других участках порта.

Сейчас развернулась крепкая борьба за переходящее красное знамя между бригадами. Пока претендентами на его получение являются сквозная ударная бригада № 12 Сверидивой и бригада № 20 Мамоновой, которая до работы на лесоэкспорте никогда не выполняла плана.

Начальнику Енисейского управления пароходства товарищу Мещерякову надо установить персональную ответственность за подачу тоннажа под экспортлес, чтобы чинуши из отдела эксплуатации и диспетчерской не срывали успешное проведение отгрузки лесоэкспорта для Карской экспедиции. П.Люм» («Красноярский рабочий»  29.07.1934)

О ходе погрузки пиломатериалов для Игарки  рассказывал на страницах газеты и молодой корреспондент Пётр Казачкин. В следующее лето он предпримет попытку отправиться в Игарку на шлюпке.

Что касается Карской -1934, то лесозаводы Игарки, объединенные в лесокомбинат, отгрузили 154 тысячи кубометров, или 23154 стандарта пиломатериалов на экспорт,  на смену лошадям на ЛПК прибыли лесовозы.  На заводах работало 1488 человек. Порт посетило  23 морских судна. Грузооборот порта 100 тысяч тонн. Навигация закончена за 50 дней, последний лесовоз ушел 29 сентября. В зиму 1934-35 годов  было построено 315 метров морских причалов.

Зарубки на память: Игарка, 1934 год

Однако, не всё сложилось благополучно с выгрузкой приплавленного на зиму сырья.  85 тысяч кубометров леса, поступившего в плотах  в октябре, замёрзло в Енисее. «По брёвнышку, мы всю зиму выкалывали  его вруч­ную», — расскажет  потом Валентина Петровна Остроумова.

К навигации надо готовиться серьёзно, не случайно уже в самом начале зимы газета  «Красноярский рабочий бьёт тревогу». В номере  от 27 ноября размещено объявление:

 «28 ноября в 6 часов вечера в редакции газеты «Красноярский рабочий» (Советская, 57)  созывается совещание по вопросу о подготовке морских и речных экспедиций на Енисейский Север в 1935 году.  На совещание вызываются работники Таймырского треста ГУСМП  тт.Сулименко, Лопатин, Добровольский, Попов,  Богушевич, Лиханский, Мельников,  Богдановский, Коваленко, участники экспедиции на реку Пясину и все интересующиеся. «Красноярский рабочий». («Красноярский рабочий»  27.11.1934)

И  выше объявления, какая удача — ещё один небольшой материал, о том, как флотская взаимовыручка помогла игарчанам.

На шлюпке через льды

«Пароход «Лесник», закончив все работы на Пясиной, возвращался домой в Красноярск. По Енисею шла густейшая шуга. Надо было торопиться, чтобы не застрять во льдах где-нибудь посредине пути.

В заполярном порту Игарке на борт явилась администрация порта и, что называется, стала «слёзно»  просить  командира «Лесника» товарища Вишнякова задержаться в Игарке на сутки – двое для спасения сена. Баржи с сеном застряли на речке  Ермаковке в 140 километрах от Игарки. Их затёрло льдом.  Сено надо было во чтобы то ни стало доставить в порт, иначе всему молочно-продуктивному  и рабочему скоту порта  грозила голодная смерть.

«Лесник» «отдал концы» и пошёл за сеном. Ермаковка была уже забита льдом. Первую баржу с сеном вызволили быстро. Но вторая находилась выше по реке, и капитан «Лесника» из опасения посадить судно на мель (а это грозило  непредвиденной  зимовкой) не рискнул подняться к ней.

Тогда первый помощник капитана  товарищ Шаньгин вызвался отправиться за баржой на моторизованной шлюпке. К этому предложению Шаньгина отнеслись с недоверием. Слыханное ли дело, пробиться в шлюпке через льды?!

Но Шаньгин пробился и отбуксировал баржу на шлюпке к судну.

Скот Игарки был спасён от гибели!» («Красноярский рабочий»  27.11.1934)

Из знаковых событий  того далёкого года, надо упомянуть, что 18 сентября 1934 года был организован городской радиокомитет.  Программа местного вещания велась сотрудниками редакции газеты «Большевик Заполярья». За год количество радиоточек в домах и на предприятиях увеличивается и 87  до 429.

Хотелось бы рассказать ещё об одном важнейшем в истории Игарки событии. Но оно настолько объёмное, что в рамках одного очерка не разместится. Значит, ждите новые «Зарубки».



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.