Приход Дубческой Троицкой церкви

Есть на севере Красноярского края удивительное место: с холодными зимами и коротким летом, с широким и величественным Енисеем, с одурманивающим запахом тайги, с борами полными грибов и ягод. Это Туруханский район, моя вторая родина. Там родилась и выросла моя мама, туда приезжала я каждое лето к моим любимым дедушке и бабушке.

Занимаясь родословными исследованиями, я столкнулась с одной интереснейшей книгой. Это трилогия под названием «Дубческая слобода. Приход Дубческой Троицкой церкви». Трилогия занимает 6, 8 и 9 тома издательства «Народная энциклопедия», научным редактором которого является философ и общественный деятель В. К.Масанский. В Красноярской краевой научной библиотеке мне удалось поработать только с 6 и 9 томом. Есть эти книги в фондах центральной городской библиотеки им. А.М. Горького г. Красноярска. Автор, Соколов Юнрев Александрович – потомок прибывших более трехсот лет назад родовых предков Краснопеевых и Соколовых в «Новую Мангазею» (ныне г.Туруханск). В трилогии Ю.А.Соколов отражает четырехсотлетнюю историю древних сибирских сел и семей. Эта книга просто клад для родословов и в особенности для тех, чьи корни исходят из Туруханского севера.

Во-первых в книге мы найдем информацию о Дубческом приходе. Вот, как пишет Ю.Соколов: «В кратком описании приходов Енисейской епархии в 1916 г. есть данные о Дубческой Троицкой церкви»: «Дубческий (Вороговский), по имени первого поселенца И.Ворогова, Троицкий приход открыт неизвестно когда. Приход раскинут на берегу Енисея. В приходе 7 деревень: Осиновка, Подкаменная Тунгуска, Сумароково, Комса, Инзерево, Зотино и Тонково. Все они отстоят от села далеко, начиная от 14 до 170 верст. Храм каменный, построен в 1772 г.».

В книге приводится полный список священнослужителей Дубческой Троицкой церкви с 1805 по 1923 гг. Там же я узнала, что деревня Инзерево (станок Инзыревский) в 1915 г. был назван Лебедевским. В деревне Лебедево в 1920 г. родилась моя бабушка по материнской линии.

Содержание книг отражает историю семей, родов не только прихода Дубческой церкви и села Ворогово. Ю.А. Соколов делится своими взглядами на заселение северных территорий, на освоение и разрушение созданных предками поселений. Все это подкреплено архивными материалами церквей, музеев, рассказами живых людей.

Приведу небольшую выдержку из главы «Енисейская епархия». «Закон 13 декабря 1760 г. разрешил помещикам по собственному их усмотрению без всякого суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь «за предерзкие поступки» и даже на каторжные работы. И по метрическим книгам Дубческой Троицкой церкви можно удостовериться, что по всем зимовьям проживали в основном посельщики (ссыльные). Так, в Тонково в начале 19 в. жили Городновы, Вавиловы, Пермяковы. В Осиновском зимовье – Лазаревы, Казаковы, Григорьевы. Быковы, Игнатовы. В Инзеревском зимовье – Ивановы, Ярковы, Кузьмины, Сургутские. Политических ссыльных до 19 века было мало так как борьба крестьян за свои права расценивалась как уголовное преступление. Во второй половине 19 века возросло количество политических ссыльных. Сначала это были разночинцы — демократы, а в 1860-х годах преобладали участники польского восстания. В исповедных росписях ссыльных отмечали последними. В 1874 г. в Дубческой слободе находились Казаковы, Ведученко. На станке Тонково – Мистренковы, Сундуковы. В Осиновое – Павлов, Петров, а в 1900 г. – Меленьев, Койков, Орлов».

Изучая исповедные росписи, Ю.Соколов отмечает, что сибиряки того времени были достаточно равнодушны к церкви и религии. Многие годами не ходили на исповедь, а поселенцы посещали церковь один раз в несколько лет. С наступлением 20 века поток политических ссыльных значительно увеличился.

Том 6 «Дубческой слободы» содержит список погибших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг., проживавших в с.Ворогово, д.Зотино, д.Осиновое. д. Тонкова, п.Стрелка. Этот том также включает много рассказов и воспоминаний, собранных Ю.Соколовым у сторожилов сибирских сел. Одна из глав называется «Так жили наши деды, прадеды». Приведу отрывок из воспоминаний В.И.Веретновой, жительницы села Ворогово Туруханского района. «Дома наших дедов и прадедов были шести-и пятистенные, у купцов – двухэтажные, с красивыми украшениями на наличниках и карнизах. Бани строились на пригорках и топились «по-черному». Жители села жили зажиточно. Бедно жили те, у кого умер кормилец, с детьми остались вдовы. Жители села помогали заготавливать, вывозить лес и строить, за это никто не брал денег, а только хозяин угощал ужином после работы. Окон у домов делали 6-8, а кухонное окно большинство жителей делали маленькое. В каждом доме была русская печь, ее топили ежедневно. В ней пекли хлеб, варили еду, сушили рыбу, и ягоду черемуху. Ребятишки и старые люди любили греться на печи, а старики спали на ней…..

Скот поили на Енисее. Только в самые трескучие морозы дойных коров не гоняли на прорубь. Две проруби — белье полоскать и скот поить — огораживали пихтами, чтобы не задувало снегом. В бельевой проруби женщины всю зиму полоскали белье. Привезет женщина на санках в корзине, сплетенной из тальниковых прутьев, белье, полощет его и кладет на снег, чтобы обтекало, а потом его, мерзлое, в корзину и везет домой. Дома поставит корзину на деревянную шайку на кухне, и, когда оно растает, развесят его на улице.

За прорубью в течение всей зимы следил один человек — прорубщик, ему за это платили все жители села, кто деньгами, а кто продуктами.

Основным занятием наших дедов и прадедов были охота и рыбалка. Охотники по своим промысловым участкам уезжали по воде на лодках. Работы было много. Нужно было приготовить свой завоз по промыслу, поправить или поднять плашки, наколоть новые, заготовить у зимовья дрова и сложить их под навес на зиму, завезти продукты во все зимовья. На охоту обычно уезжали после Покрова, а домой возвращались в апреле. Охотники, кроме пушного зверя, добывали боровую дичь, куропаток, зайцев…».

Хочу сказать, что такой жизненный уклад в туруханских селах сохранялся, и в чем-то сохраняется и по сей день. Все мои предки по материнской линии были рыбаками-охотниками. Часто, мои дед и дядя брали меня – маленькую девочку с собой рыбачить. Ну а уж сбор ягод и грибов был и остается для меня любимейшим делом. Нет ничего вкуснее черники и брусники, собранной в туруханской тайге! А мой дядя Юра, мамин брат был охотником-профессионалом. К сожалению, он уже ушел из жизни. Но точно так-же как его деды и прадеды он заготавливал дрова, делал плашки, прокладывал путики, завозил продукты во все свои избушки. Тяжелый таежный труд!

Но не только лесным промыслом жили люди в этом глухом краю. Приведу небольшую выдержку из биографии Сусанны Гавриловны Калуцкой (в девичестве Поповой). «Сусанна получила от матери и, вероятно, от других образованных людей (политических ссыльных) приличное образование, знала музыку и французский язык. Характер унаследовала от матери властный, волевой. Выйдя замуж за самого богатого в Туруханском крае купца Калуцкого (из деревни Сумароково), она быстро прибрала к своим рукам его богатство. К свадьбе она получила от него богатый, царский подарок – горностаевую шубу – в знак любви и уважения. Своей благотворительной деятельностью она прославилась на весь Туруханский край. Капитал мужа позволил ей выстроить школу, нанять обслугу для школы и бесплатно обучать детей «неимущих» крестьян, детей «казенных» крестьян. Состоятельные же родители за обучение своих детей платили. Обучением грамоте девочек Сусанна Гавриловна занималась сама. Мальчиков обучали ссыльные поселенцы, «имеющие грамоту». Так была образована первая в Сибири «женская гимназия», существовавшая на средства Калуцких, пока они были живы».

В 6 томе «Дубческой слободы» также можно найти много архивных материалов – справок, выдержек, касающихся работы органов Советской власти. Можно даже увидеть списки «лишенцев» (лишенец-лицо, не имеющее права избирать и быть избранным) по селу Ворогово на 13 августа 1923 г. Вот такая таблица приведена в книге:

Список «лишенцев»

Ф.И.О. Сколько лет Социальное
положение
Причины отстранения
Недочитанных
Николай Еремеевич
46 священник Духовное лицо
Краснопеев
Руф Флегонтович
50 средняк Церковный староста псаломщик
Попов
Никифор Николаевич
28 кулак Активный участник колчаковской реакции
Попов
Кузьма Николаевич
26 кулак
Попов
Наум Иванович
28 средняк Бывший колчаковский милиционер
Попов
Ефим Михайлович
86 средняк Выдача скрывавшихся товарищей, работников Сов.власти
Попов
Егор Никандрович
50 средняк Колчаковский доносчик
Попов
Диамид Егорович
27 средняк
Попова
Прасковья Никифоровна
50 — «- Колчаковская доносчица и находилась под судом Советской власти

 

В 8 томе Ю.Соколов сосредоточил внимание на именах родовых семей Дубческое (Ворогово). В этом томе раскрыты родословные Гусаровых, Журавлевых, Калуцких, Елизарьевых, Лопатиных, Кузьминых, Лаврентьевых – всего 24 рода, несколько сот семей и тысяч имен предков и современников Красноярского края и России.

9 том «Дубческой слободы» содержит родословные семей Мосиных, Поповых, Сарачевых, Хромых, Широких и 4 ветвей Краснопеевых.

Приведу пример из книги по третьей ветви рода Краснопеевых.

Занимаясь поиском своих корней, я столкнулась с тем, что материалов по истории Туруханского края очень мало. Тем, чьи корни связаны с Севером, хотелось бы обратить внимание на блог Валентины Гапеенко. Этот блог содержит информацию по истории севера Красноярского края: Туруханского района, г.Игарки, поселков Ермаково, Курейка, Бор и других. Блог содержит разделы «О чем рассказали архивы» Именно здесь я нашла, что в 1805 году ссыльнопоселенцем из Санкт-Петербурга Сидором Федоровичем Ковалевым была основана деревня Сухая Тунгуска. А станок Новоселово (Каменное) Туруханского края был основан в 1714 г. Гурием Дмитриевичем Алексеевым. Поработав с метрическими книгами Верхнеимбатской Успенской церкви я установила, что мою пра-прабабушку звали Ковалева Надежда Лукинична – крестьянка станка Сухая Тунгуска (Новозалесинское). А моя пра-бабушка Алексеева Анна Пудовановна – крестьянка станка Новоселово Туруханского края. Таким образом я установила, что корни мои по материнской линии идут от самых основателей этих деревень.

В блоге можно ознакомиться с разделом «Территории». Здесь представлена история и современная жизнь сел Комса. Осиновое, Верхнеимбатск, Бор, Сумароково, Подкаменная Тунгуска. Полезен для родословов раздел «О чем рассказали архивы». В нем интересны сведения, касающиеся даты рождения северных поселений и их основателей. В блоге есть рубрика «История моей семьи», который также может быть интересен родословам.

 Использованные источники:

  1. Народная энциклопедия (жизнь и мнения народа) / [сост. В.Масанский]. Т. 6: Приход Дубческой Троицкой Церкви: история и современность (кн. 1) Ю.А.Соколов.- Красноярск: Красноярский писатель.- 2010.- 455 с.
  1. Народная энциклопедия (жизнь и мнения народа) / [сост. В.Масанский]. Т. 9 Дубческая слобода Приход Троицкой церкви: история и современность (кн. 3) Ю.А.Соколов.- 2013 606 с.
  1. Авторский блог Валентины Гапеенко. [Электронный ресурс]. Режим доступа gapeenko.net

prixod-dubcheskoj-troickoj-cerkvi_5

 

Пирогова Наталья, Приход Дубческой Троицкой церкви.
(в помощь тем, чьи корни из Туруханского района).

Комментарий В.А.Гапеенко

С Юнревом Александровичем Соколовым мы познакомились в бытность моей работы в администрации Туруханского района. По заданию главы Туруханского района Симоны Григорьевны Юрченко я собирала материал для книги о Туруханском районе. Уроженец села Ворогово Юнрев Александрович Соколов всерьёз занимался своей родословной, изучал историю села. Наталья Пирогова живет в Енисейске, работает в библиотеке. Но также пытается определить свою родословную. Материал «Приход Дубчесской православной церкви» написан ей в помощь тем, чьи корни из Туруханского района. Впервые он был опубликован в альманахе «Енисейский родослов», выпускаемом сотрудниками библиотеки города Енисейска».

На фото: то, что осталось от Вороговской церкви и освящение места для строительства нового храма в 2009 году. обелиск погибшим сельчанам, епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил и Красноярский и Енисейский Антоний в музее села Ворогово; Юнрев Соколов на встрече Туруханского землячества в Красноярске.

 



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.