После выпускного, когда бывшие одноклассники разъедутся по разным городам, стремление встретиться вновь понятно. Что там произошло за год у соседа по парте: кто женился, кто поступил в вуз, кто, где и кем работает? С годами связи ослабнут: мальчишки и девчонки обзаводятся семьями, всё больше отдаляясь территориально и духовно от школьных друзей. Одним словом, текучка.
Но если спустя сорок пять лет после окончания выпускного вечера сохраняется стремление увидеться с одноклассниками, тем более ехать для встречи за сотни километров, то мы можем говорить о том, что в школьный период жизни в эту временную группу людей были заложены такие ценности, девальвации которых с годами не произошло. Напротив, желание встретиться достигло той максимальной точки, когда и расстояния не становятся помехой для реализации задуманного.
Средней школы № 4, увы, но в Игарке уже нет давно. Мало того, единственной сегодня средней школе в городе даже номер не присвоен. Она носит имя великого российского писателя Виктора Петровича Астафьева. А в начале тридцатых годов количество школ в городе и районе росло в геометрической прогрессии. Максимально их было двенадцать, но «Четвёртая» была особенной. Размещённая вначале в двухэтажном здании на углу улиц Экспортной и Почтовой, она из семилетней уже в 1935 году стала десятилетней. А спустя два года школа переместилась в новое помещение – освободившееся здание городского Совета. Улица Экспортная к тому времени уже была переименована в улицу Большого Театра, а Почтовая соответственно – в улицу Малого Театра. Это произошло в ознаменование гастролей труппы Малого Театра во главе с Верой Николаевной Пашенной в Игарку в 1936 году. Здание городского Совета было построено по проекту знаменитого московского архитектора Ивана Леонидова, являлось шедевром деревянной архитектуры, как и несколько ещё спроектированным известным архитектором в нашем городе. Но не это считалось главным.
Учащиеся четвёртой школы были особо дружны между собой. А педагогический коллектив школы дети признавали своими наставниками: к их мнению прислушивались, внеклассное время проводили вместе либо готовясь к общешкольному мероприятию, либо находясь в очередном туристическом походе.
Об этом вспоминала я, готовясь пойти на вечер встречи бывшего 10 «а» выпуска 1971 года, класса, где учился мой младший брат Владимир Дресвянский.
Вечер прошёл в одном из кафе Красноярска. Из Алушты прилетела Тоня Мизенкова, из Игарки Галина Степанова и Валера Барышев. На автомобилях до краевого центра добрались Татьяна Горячкина из Лесосибирска и Пётр Почекутов из Курагинского района.
По объективным причинам не смогли принять участие во встрече Ольга Бартули (Самокрутова), Валерий Перминов, Галина Чеснокова и Татьяна Тельных.
Мы с братом поехали к месту встречи заранее, но оказались далеко не первыми. В нескольких метрах от входа на улице уже стоял Пётр, которого мой брат вначале не узнал. Я же догадалась, разглядев знакомые черты лица сослуживца нашего отца — Ефима Ивановича Почекутова. В тамбуре кафе «дежурили» три женщины, двоих я узнала сразу – Женю Гордеюк и Надежду Полохину. Кто третья, была не уверена, лишь подозревала, что она, должно быть, наша соседка по дому Наташа Почекутова, однофамилица Петра. С остальными мне и брату было полегче: с кем-то общались во взрослой жизни в Игарке, кого-то отыскали в «Одноклассниках». А вот подъезжавшие следом гости проходили ту же сложную процедуру узнавания, что и мы минутами ранее. Но лёгкое недоумение быстро перерастало в горячие объятия и радость встречи.
Мужская половина устроителей вечера одноклассников оказалась на высоте: каждой женщине подарили по белой розе. Букет с лилией был вручён приглашённой на встречу Галине Павловне Шадриной – преподавательнице русского языка и литературы. Она ответила, что цветы ей, как нельзя, кстати: вчера у неё был День рождения, ей исполнилось 81. Впрочем, и остальные участники вечера были немолоды: кому-то уже исполнилось 62, кто-то приближается к этой дате. Но задор, улыбки, радость встречи творили невероятное: все мгновенно помолодели, и разговоры начинались знаменитой фразой: «А помните?»
Вспоминали смешные полувековой давности «исторические» события: и не только про шалости на уроках, но и о том, как работали в летнее время на лесокомбинате, помогая взрослым и укладывая в пакеты экспортный пиломатериал, как ездили все вместе в город герой Ленинград на экскурсию, как ходили в поход на речку Гравийку.
Не могли не вспомнить имена любимых педагогов: физруков Александра Андрияновича Иванова и Павла Павловича Фёдорова, географа Бориса Николаевича Лисинкина, учителя математики Марию Петровну Олесик, преподавателя английского языка Фаину Степановну Теплоухову, директора школы Юлию Гавриловну Кучерявенко. Конечно же, назывались имена и первых наставников из начальной школы: Валерии Ивановны Масловской и Василия Яковлевича Какоулина, и строгой классной руководительницы — учителя физики Надежды Ефимовны Кириллиной. Все в школе её боялись, и только подопечные из 10-а чувствовали на себе материнскую заботу. И именно с ней и учителем физкультуры Александром Андрияновичем Ивановым делились своими «бедами» и секретами.
Накануне в своём архиве я обнаружила газетную заметку «Юные краеведы» о написанных в выпускном классе под руководством учителя истории Антонины Ивановны Савиной школьных рефератах. Лида Чельная и Тоня Мизенкова выполнили работу «Возникновение и развитие Игарского речного порта и строительного управления «Игарстрой», Надя Полохина и Таня Феофанова рассказали об экономике Игарки в годы войны, а Галя Чеснокова и Сергей Савельев проследили, какой была Игарка в первых пятилетках. Прочла на вечере этот материал и подарила на память «авторам» раритетное упоминание о них.
Вспомнили и уже ушедших из жизни друзей детства – Ольгу Муратову, Мусу Юнусова, Володю Петренко, Ольгу Кропачеву, Александра Кулакова, Татьяну Феофанову и других.
Насколько самоотверженными могут быть одноклассники, как высоко у них чувство ответственности и готовность помочь другому, я знаю не понаслышке.
Будучи ещё студенткой, я родила дочь, сняла квартиру у двух «милых» на первый взгляд старичков в Северо-западном районе Красноярска и намеревалась продолжить посещать занятия на факультете иностранных языков в педагогическом институте. Папочка дочки, что называется, «запутался в трёх соснах», не смог для себя определить жизненные приоритеты и зимогорил отдельно от нас. Мои квартирные хозяева сдали мне комнату, большую часть которой занимал старинный рояль – на нём был и пеленальный стол для моей Алёнки, и место для сушки пелёнок. Дед ходил в молочную кухню за детским питанием, баба Тася подкармливала Алёну, пока я была на занятиях. В свободное время они попивали винцо, бутылка которого стоила в семидесятые годы рубль с небольшим. Получив стипендию и заплатив 15 рублей за квартиру, я добавила сверх еще один рубль деду. Он купил себе вина, а откуда у него взялись деньги, запамятовал. Но точно помнил, что у супруги денег он не крал. И слегка побил её, когда она начала требовать пояснить, на что дед «гуляет». Вернувшись с учёбы, я застала нянек в нетрезвом состоянии, дочь мою привязанной к кроватке, чтобы нечаянно не соскользнула на пол. Тётя Тася начала жаловаться мне на мужа, а я бесхитростно подтвердила, что денег он действительно у неё не брал. Их дала ему я. Тогда рассерженная хозяйка и отказала мне в квартире.
Выйдя в ноябрьскую промозглую ночь с детским свёртком и сумкой с нашими вещами, я не знала, куда мне податься. Приютила нас на время семья подруги моей старшей сестры – Люба и Саша Карловы. Но водиться с дочерью они не могли, сами работали. И тогда одноклассница брата Оля Муратова, прервав на время занятия на подготовительном отделении вуза, стала ездить ко мне, практически на другой конец города. Надо было приехать к восьми утра, чтобы я вовремя успела добраться до института, не опоздав на занятия. Ольга не опоздала ни разу. Я успешно окончила вуз. Дочь выросла, и сама стала уважаемым человеком, готовой сама прийти на помощь другим. Нет больше в живых Ольги Муравьевой (Муратовой), но мы в каждый день рождения моей дочери вспоминаем её бескорыстное решение помочь мне в трудную минуту.
Большинство «однокашек» сегодня уже неработающие пенсионеры. Но некоторые продолжают трудиться. Галина Гришечко (Степанова) – инспектор по делам опеки и попечительства в администрации города Игарки. Валерий Барышев первым встречает прилетевших на вертолёте из района в Игарку, он заведует вертолётной площадкой. Пётр Почекутов после окончания института цветных металлов — исполнительный директор рудника в Краснокаменске. Антонина Попова (Мизенкова) содержит частную гостиницу в Алуште, приглашает на отдых игарчан.
Открылись и новые, ранее незнакомые грани талантов одноклассников – Валерий Барышев читал свои стихи, достаточно зрелые для непрофессионала, исполнял авторские песни. Разговор то охватывал всех собравшихся, то стихийно переходил в более мелкие группы – за столом, на крыльце, в вестибюле. Но танец объединял всех.
Почти шестичасовая встреча пролетела незаметно. Но свой след в памяти, уверена, оставила. И другим напомнила — встречаться обязательно нужно.
На первом фото: Антонина Мизенкова (Попова), Надежда Полохина (Давиденко), Владимир Дресвянский, Наталья Федченко (Почекутова), Евгения Ларченко (Гордеюк), Пётр Почекутов, Галина Степанова (Гришечко), Галина Павловна Шадрина, Валерий Барышев, Татьяна Горячкина (Озорникова), Валентина Дресвянская (Гапеенко).