Золотой голос Игарки

Безвременно, внезапно, от сердечного приступа на 62-ом году жизни скончался наш земляк Александр Шихсолтанов.  И хотя произошло это в небольшом городке Иланске в Красноярском крае, весть мгновенно всколыхнула Интернет, все игарские сообщества и землячества, разлетелась сотнями эсэмэсок по гаджетам.

Александр Шихсолтанов. Игарка

Кажется ещё совсем недавно мы жили все вместе в нашем Заполярном городе: рождались, росли,  учились,  работали,  влюблялись, создавали семьи, давали жизнь новому поколению…

Я хорошо знала родителей Саши. Его отец – Магомед Амин Алимсолтанович – уроженец Дагестана.  Он был ровесник моего отца, такой же, как и он участник Великой Отечественной войны. Родился Магомед Амин (а мы все звали его всегда на русский манер – дядя Саша) в многодетной крестьянской семье в 1924 года  в селе Умаш-Аул Хасавюртовского района Дагестанской АССР.  В семье  росло шесть братьев и девять сестёр, а всего в доме жило восемнадцать человек. Целая артель, где каждый  умел заботиться о себе и о других.  Как только в горных аулах установилась советская власть, Амина Шихсолтанова — отца семейства крестьяне избрали председателем сельского Совета.  Ему с бедняцким активом и пришлось вести борьбу за установление новой жизни без помещиков и эксплуататоров. За национализацию их земель и лошадей те мстили кровной местью. Ночами стреляли из-за угла. В 1936 году убили и председателя сельсовета. Многочисленная семья осталась без родителя… В дагестанских аулах тогда только открывались школы, не всем Шихсолтановым довелось в них учиться,  но Магомед-амин всем сердцем потянулся к знаниям. Ходил в школу, когда детей учили писать арабским алфавитом – справа налево, и когда их переучивали на чтение и письмо латинским алфавитом. Только с 1935 года в школе прочно внедрился русский алфавит.

В 1942 году, едва достигнув призывного возраста, добровольцем юноша ушёл на фронт — защищать родной Кавказ, Дагестан и многонациональную Родину от немецкой фашистской нечисти, вероломно напавшей на нас и поработившей уже часть европейских государств. Из семьи Шихсолтановых на защиту Отечества ушло четыре брата.

Старший сержант, помощник командира взвода автоматчиков в 94 стрелковой дивизии он освобождал Днепропетровск, Николаев, Молдавию, форсировал Вислу, Одер, дважды был тяжело ранен, награждён орденом Славы Ш степени, медалью «За боевые заслуги». Победу встретил в Берлине, когда почти был уже у жизни на краю после тяжелейшего ранения. Так что мирные дни начались для бойца с многочисленных госпиталей и тяжелейших операций. В свой Дагестан он возвратился инвалидом второй группы.  Но надо было поднимать из руин защищённое от фашистов Отечество. И инвалидность, и раны, и воспоминания о былых боях на время были позабыты.

В Игарку бывший солдат Магомед-Амин Шихсолтанов приехал в 1956 году. По дороге на теплоходе познакомился с миловидной девушкой Анечкой – поженились.

С тех пор и до отъезда с Севера в 80-х трудился Магомед-Амин на  лесопильно-перевалочном комбинате: в зимнее время начальником шестого участка на складе готовой продукции, летом — представителем  лесокомбината в Красноярске по организационному набору  временных работников.  В выполнении лесокомбинатом государственных планов отгрузки пиломатериалов на экспорт и достижением миллионных рубежей в кубометрах – большая заслуга главы семьи Шихсолтановых. 06.04.1985  он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

А по приезду молодых за Полярный круг не осталась без дела и Анна Романовна.  Работала воспитателем общежития в строительном управлении «Игарстрой». В 1962 году в Игарке случился «Большой пожар». Сгорел склад пиломатериалов и значительная часть города. Восстановить разрушенное огнём съехалась со всей страны молодёжь. Для них тоже были построены двухэтажные деревянные дома по улицам Карла Маркса и Мира.

Между тем и в семействе молодожёнов Шихсолтановых родился первенец – Александр. Случилось это 20 декабря 1961 года.

Мальчонка рос необычным, с ярко выраженной кавказской внешностью, чёрными, как смоль волосами, очень подвижный. Но самой главной его достопримечательностью стал необыкновенный голос, изумительный слух и чрезвычайное обаяние. Не обладая в принципе музыкальным образованием, да и где было учиться серьёзно пению в заснеженном городе, самодеятельный певец поражал северян интуицией и умением в песне затронуть самые сокровенные чувства у зрителей.  Со временем он стал эстрадной звездой местного значения.  В городе тех лет существовала традиция проведения городских торжественных мероприятий, посвящённых  международному женскому Дню 8 марта и Дню защитников Отечества,  Первомаю и годовщине революции, самому главному в стране празднику – Дню Победы в Великой Отечественной войне и Дню города. Все городские концерты неизменно оканчивались его сольными номерами.

У певца были поразительно модные костюмы для выступления: белый до пола плащ и черная водолазка с брюками, или ярко красный китель с жёлтыми эполетами, длинные вьющиеся волосы – всё в стиле кумиров тех лет и в первую очередь американца Майкла Джексона.  Он был необыкновенно пластичен, во время исполнения под аплодисменты передвигаясь по сцене. Впрочем, аплодисменты в зале начинались уже с первых секунд его стремительного появления из-за кулис.

У Александра появилась толпа поклонниц, возникли первые чувства. Но росло и мастерство исполнения.  В моём семейном архиве где-то хранится пригласительный билет на его бенефис, связанный с двадцатилетием концертной деятельности.

Игарка  восьмидесятых – это сплошные музыкальные коллективы. Их  руководители:  Ирина и Виктор Черноусовы, Ольга и Николай Дубовские, Феликс Карданов. В составе Валерий Сосунов, Ольга Власова,  Ольга Ожогина и другие. Одно время Саша был в составе  группы «Кредо» Феликса Карданова. Но больше помнятся его сольные выступления. Часто музыканты выезжали с концертами в ближайшие  посёлки, на фестивали в Красноярск. Летали на гастроли на небольших самолётах.

Патриотические концерты накануне Девятого мая неизменно завершались исполнением Александром песни «День Победы». И солист исполнял её не хуже Льва Лещенко, и, может быть, даже более проникновенно.

В январе 1993 года умер мой отец, израненное войной тело не выдержало страшной социальной болезни – рака крови.  Присутствуя на городском концерте той весной, я в едином порыве со зрителями поднялась с места при исполнении Александром песни.  Мы всегда слушали её стоя. В средине второго куплета я не смогла сдержать эмоций, чувства переполняли меня, слёзы вырывались наружу. Рыдая, я покинула зал.  Понимаю, что смерть отца сыграла не последнюю роль, повлияв на моё состояние, но и эмоциональное, мастерское исполнение гимна победы певцом сыграли не последнюю роль.

Но больше всего игарчанам нравились в исполнении Александра  лирические песни.  А своеобразный гимн Игарки – песня Александра Шемрякова на стихи Аиды Фёдоровой «Игарка – не иголка»  в его исполнении стала знаковой. И этот игарский хит всех времён до сих пор хранится в телефонах игарчан, разъехавшихся по всему миру. Её мне тоже переслали в день его смерти…

«Золотым голосом Игарки» назвала Александра в комментариях к этой трагической новости его музыкальный руководитель  в городском доме культуры Ирина Черноусова.

Как у большинства творческих людей Александр долго не мог обрести настоящего семейного счастья. Как в омут бросался в новые отношения, рождались дети, но спустя некоторое время браки распадались. Это, естественно, не очень положительно влияло на здоровье, оставляло рубцы на сердце, но не являлась препятствием для творчества.

Умерли родители. Саша обосновался в Иланске. Появились новые отношения и уже после пятидесяти у него с женой Мариной родилась дочь.

Земляки в  соцсетях на  фото крещения девочки в церкви  в августе 2014 года искренне радовались за него.

Наталья Морозова: «Сразу видно, папина доча».

Олег Гнездилов: «Успеешь вырастить, чёрт старый?»

Александр парировал: «Ну, постараюсь успеть. Когда  мне жена сообщила, что беременна, я сам офигел.  Родилась моя копия, видишь? Остаётся только жить и радоваться».

Друзья советовали ему жить до 120 лет, восхищаясь, какая хорошенькая у него дочка.

Саша отшучивался: «Да я даже планирую ещё и внуков поняньчить».

Надежда Новосёлова: «Вот ты тут похож на Сашу из детства. Тебе очень идёт улыбаться, с какой нежностью ты держишь свою доченьку. Я желаю тебе счастья в жизни!»

Альбина Кирсанова: «Саша, привет. Часто вспоминаю твой неподражаемый голос, твои песни. Рада видеть тебя счастливым! Удачи!»

Кира Макридина: «Саша, помнишь, мы часто встречались на лыжне, когда ты охотился в Игарке?»

Ира Наумова: «Шиха, привет!  Ты продолжаешь петь?»

С чувством юмора, присущим, как мне кажется, всем северянам, Александр отвечал друзьям: «Ну, конечно, куда ж я без музыки? Даже если я немного отстаю от неё, она меня догоняет».

Радостное событие, связанное с крещением дочери, позволило игарчанам виртуально пообщаться и ещё раз вспомнить молодые годы и живущие до сих пор в душе впечатления от песен Александра.

Нынешний повод скорбный.  Множеством страничек с заметками о его смерти и соболезнованием родственникам вновь пестрит Интернет.

Многого в жизни Александр не успел. Жизнь оказалась слишком коротка.   Надеюсь, что его сердце, не выдержавшее боли, достигнет успокоения. В том ином мире он, наконец, встретится с родителями, а его песни не перестанут звучать.

Царствие небесное тебе, Александр,  и глубочайшие соболезнования всем родственникам, друзьям и поклонникам.

Фото из открытых источников, с сайта «Одноклассники».



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.