О том, что Игарка славится своими юными писателями, ни для кого не секрет. Изданная в 1937 году книга «Мы из Игарки» была представлена в своё время на выставке в Нью-Йорке, выдержала несколько переизданий. Ребятишки восьмидесятых-девяностых тоже издавали сборники своего «поэтического и прозаического творчества». А вот о том, что готовя первое издание книги «Мы из Игарки» юные художники нарисовали более тысячи картин – карандашём, красками и тушью, я услышала впервые.
Точнее увидела сообщение и часть из нарисованого ребятами. В газете «Сталинские внучата» за 1937 год я нашла вначале коротенькую информацию о том, что во второй декаде июля в краевой центр по дороге в Москву прибыли уже известные нам Федор Дзюба, Толя и Миша Шелонниковы и Толик Мосин с мешком картин. Именно так и было написано: «Привезли с собой мешок. В мешке – рисунки». Путь игарские школьники держали в столицу на Всесоюзную выставку детского творчества. Северных путешественников тепло встретили в редакции краевой детской газеты и посвятили им в следующем номере «Сталинских внучат» целый разворот для рассказов и иллюстраций. Озаглавили разворот «Рисунки счастливых».
Читаем их вместе с вами. В подводке пишется, что ребят с карандашом в руках можно было увидеть на причалах Игарки, на новостройках, за городом и в селении эвенков. В самых интересных местах своего родного города побывали юные художники школы № 9. Они рисовали иностранные корабли на игарском рейде, Карскую экспедицию, урок в школе, охоту, виды и этюды.
Когда накопилось семьсот рисунков, решили организовать в школе художественную выставку. Сказано — сделано. Выставка рисунков разместилась и в просторных классах и в коридорах. Интерес к художественному кружку вырос. Вскоре в него записалось до ста тридцати юных художников. Они нарисовали около пяти тысяч рисунков, из которых самые лучшие были показаны на школьных выставках.
Как-то ребята прочли о том, что в Москве организуется выставка детского творчества. Тогда и возникла мысль послать на эту выставку свои лучшие работы. По инициативе пионеров горком комсомола вместе с двумя тысячами лучших рисунков юных художников отправил в Москву трёх лучших пионеров, лучших художников и авторов книги «Мы из Игарки». Судя по озвученным на газетной странице рассказам ребят, в редакции «Сталинских внучат» было пятеро – Борис Осадчий, Толя Мосин, Федя Дзюба и братья Шелонниковы Толя и Миша. Толя Мосин рассказал, что лучшие картины, выполненные тушью, были напечатаны и в городской газете «Большевик Заполярья».
Одной из лучших была признана его картина «Карская 1936 года».
А всего в Игарском районе девять школ: «Чистые светлые классы, широкие коридоры. Заходишь в школу – в дверях стоит швейцар, одетый в фору, наводит порядок. Если пройти дальше по школе, то сразу бросается в глаза почти вся стеклянная библиотека, в которой ребята берут самые интересные книги. В школе работает художественный кружок. Говорит радио.Прозвенел звонок, и ребята заходят в классы. Урок начат. Учитель спрашивает заданный материал и рассказывает новый. Перемена. Одни идут наверх читать газеты, журналы, другие – в столовую обедать. На большой перемене в школе открывается маленький буфет, в котором можно купить всё, что требуется для школьника: конфеты, булочки, карандаши, краски, книги. А вечером в школе начинают работу кружки».
Федя Дзюба рассказал о городе: «Ещё за несколько десятков километров от Игарки вдали на горизонте показывается серый дымок. Подумаешь, это идёт пароход. Но нет. Это дым от игарских лесозаводов. Через час уже отчётливо вырисовываются три трубы и туманная панорама города.
На первый взгляд кажется, что в Игарке совсем немного домов, хотя и видны огромные строящиеся здания. Это потому, что город закрывается островом. Пароход проходит этот остров и круто поворачивает в узкую, но глубокую протоку. Как красиво! На рейде и около причалов стоят огромные морские пароходы. Катера и буксирные пароходишки всё время снуют от главного управления порта к пароходам и причалам. Воздух наполнен шумом лебёдок, лесовозов и автомобилей, гудками пароходов, криком людей. Около авиапорта стоят гидросамолёты. Тут самолёты всяких конструкций: и «АНТ», и летающие лодки.
К нам в Игарку прилетали Герои Советского Союза товарищи Молоков и Алексеев, полярные лётчики Липп, Бузаев и другие, а в 1935 году был у нас и Отто Юльевич Шмидт».
Что такое «Карская» рассказал Миша Шелонников: «Вы уже знаете из газет, что летом в Игарку приходят большие иностранные пароходы, которые берут наш экспортный лес. Иностранные пароходы прибывают в Игарку в последних числах июля. В этом году иностранные суда придут к игарским причалам в девятый раз. Наши рабочие погрузят их лесом также быстро и хорошо, как были нагружены они в прошлом году».
Ученик пятого класса Боря Осадчий рассказал о своей поездке на катере «Норд» за сеном: «Пристали к берегу. Переночевав, мы отправились утром на соседний остров к эвенкам. Когда вышли на остров, увидели магазин, сделанный из коры, продавец сортировал рыбу. Мы подошли к нему и спросили свежей рыбы, но её в магазине не оказалось. Зато мы купили белого хлеба, сахара, консервов. «Есть ли у вас здесь смородина?» -спросили мы. Продавец сказал, что эвенки мало едят ягод, но смородина для нас нашлась.
Когда все легли спать, я выглянул из рубки и увидел эвенка, несущего на голове маленькую лодку – «ветку». Он нёс её к своему чуму.
Наутро отправились подводить баржу для сена к берегу. По дороге встретили эвенков, на голове у них очень длинные волосы. Мы предложили им обстричься. Они охотно согласились. Мы вынули ножницы, достали расчёску, и «парикмахерская» заработала». Когда остригли всех, кроме детей, уже стемнелось. Наши пошли спать, а мы трое пошли к эвенками в чум.
Собаки пронзительным лаем встретили нас. На помощь нам из чума вышли хозяева и провели нас в сделанный из коры и бересты чум. Первое, что бросилось в глаза там, был очаг, над ним на крючке висел чайник. Вокруг костра ужинала семья эвенков: отец, мать и маленький мальчик лет пяти. Его звали Ян. После ужина маленький Ян заснул, а родители ещё долго разговаривали с нами о рыбной ловле и охоте».
Рассказали игарчата корреспондентам детской газеты и о том, как работали они над книгой, сожалели, что не довелось Алексею Максимовичу Горького увидеть их книгу уже изданной.
В то время она – книга “Мы из Игарки” уже печаталась в Ленинграде. Помогал в её редактировании детский писатель Самуил Яковлевич Маршак, автор «Кошкиного дома» и пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Игарчата, работавшие над книгой, получили письмо от французского писателя Ромена Роллана и от Самуила Маршака. В частности Маршак написал: «Вы хорошо поработали, дорогие товарищи. Вы написали книгу честно, искренне, смело и просто. Я уверен, что наш большой друг Алексей Максимович остался бы доволен вашей работой. Как жалко, что ему не пришлось увидеть её. До последних дней своей жизни он вспоминал вас – заполярных ребят, затеявших смелое дело». Федя Дзюба, чья подпись стоит под этой корреспонденцией, сообщил и интересную новость: «В лондонской газете «Таймс» была тоже напечатана заметка о том, что дети заполярного города Игарку пишут книгу о своей жизни».
Кроме упомянутых ребят, на развороте газеты были размещены рисунки учеников 6 класса школы № 9 Васи Боголепова «На охоте»; Миши Каткова «Строительство нашего города» и «На лыжах», Яши Русина «Олени в упряжке».
Игарские школьники Фёдор Дзюба, Миша Шелонников и Анатолий Мосин, пройдя Великую Отечественную войну, стали профессиональными живописцами. Об этом поведала писательница Оксана Булгакова, проследившая судьбу юных летописцев Игарки в книге «Теплоход идёт в детство». Она же тогда и сообщила, что ребята с картинами, к сожалению, до Москвы не доехали. Зато их выставка прошла в Красноярске, а её посетителями стали полярные лётчики – герои Арктики.
Добавлю, что благодаря сохранённым в Красноярской краевой научной библиотеке архивам газеты «Сталинские внучата» часть картин увидели, прочтя этот очерк, и читатели моего Блога.
На фото: картины Миши Шелонникова «Управление игарского порта»; Толи Мосина «Карская 1936 года»; Феди Дзюба «Кузница во время разлива Енисея; Вити Чуринова «Встреча с игарцами»; Толи Мосина «Майна»; Бори Осадчего «У эвенков».