Этот год Победы

Весна 1945 года. Как встретили долгожданную победу игарчане? Как выжили они в те страшные годы, будучи оторванными от всего мира? Ответы на эти вопросы находим в архивных материалах. Листаю документы ХХХ сессии горсовета, состоявшейся 31 июля 1945 года, где с докладом «Об улучшении материально-бытового и культурного обслуживания трудящихся города и района» выступил председатель исполкома С.С.Назаренко.

Этот год Победы

Не кажется ли вам, читатель, примечательным, что уже через семьдесят дней после окончания страшной, разрушительной войны рассматривается этот вопрос.

Докладчик говорит: «Теперь, когда закончилась титаническая борьба советского народа с немецкими захватчиками, когда победа Красной Армии над гитлеровскими полчищами стала фактом, и наступил период мирного развития, наша страна получила большие возможности для быстрейшей ликвидации последствий войны».

Действительно, за годы войны в Игарке была создана своя продовольственно-овощная база. Сбор картофеля с 899 тонн в 1941 году возрос до 3057 тонн в 1944. В пять раз были увеличены посевные площади. К 1945 году они уже составляли 720 гектаров. Окрепли и вдвое увеличили вылов рыбы колхозы.

Не случайно, исполком крайсовета в январе 1945 года отмечает наш город: «полеводство в районах Крайнего Севера за исключением Игарки, развито слабо». В Игарском районе было два совхоза: «Полярный» и «Полой», четыре колхоза и четыре артели. Тринадцать городских предприятий и организаций содержали свои подсобные хозяйства, в том числе: авиагруппа, судоремонтные мастерские, судоверфь, рыбозавод, хлебозавод, педучилище и другие. Все они кроме картофеля выращивали еще и другие овощи: капусту, морковь, кормовые культуры.

В годы войны большинство игарских предприятий работало непосредственно на нужды фронта. Тем не менее, городские власти проявляли постоянную заботу и о снабжении населения промышленными товарами. Вот далеко не полный перечень того, что производилось в городе в последние годы войны: сундуки, табуретки, столы (конторские, кухонные, письменные), стулья, буфеты, гардеробы, детская мебель (кроватки, стульчики), санки, чемоданы, стиральные доски, лыжи.

Игарторг в 1945 году сшил 700 мужских, 1200 женских и 1400 детских пальто, 356 комплектов детского приданного для новорожденных. И вторая торгующая организация города – рыбкооп – имела в своем распоряжении портновский, сапожный, кожевенный и пимокатный, для производства валенок, цеха. Рыбкооповцы выпускали четырнадцать видов изделий: фуфайки, ватные брюки, варежки, шерстяные носки, валенки, сапоги, постельные принадлежности. Пошивом одежды занимались и мастерские Крайлегпрома, артель «Труд».

В горпромкомбинате изготовляли кирпич, известь, делали чайники, умывальники, сани, сундуки, корзины, телеги, мебель.

Примечательно, что даже в те суровые годы не забывали радовать детей: игрушечный цех горпромкомбината выпустил в 1945 году мягкой игрушки на 988 рублей, на следующий год планировал увеличить выпуск игрушек в три раза. Была утверждена калькуляция на изготовление детских игрушек: вертушки из жести, слон, заяц, автомобиль. Под документом подпись: директор Гланс, плановик Барановский.

Конечно, проблем в городе существовало великое множество. Докладчик, критикуя, например, швейников, не стеснялся в выражениях: «Заказали вы сорочку, вам обязательно сошьют чёрт знает что, больше похожее на смирительную рубашку для буйно помешанного, чем на наряд для нормального человека!».

В дни войны в Игарке был образован горпищекомбинат, по другому его называли винзаводом, ибо он выпускал порядка 2700 декалитров алкогольных и 82 декалитра безалкогольных напитков. Вездесущие ребятишки, чаще девчонки, кому удавалось «достать» через родителей пачку красочных бутылочных этикеток, вели между собой обмен. Такими же этикетками была обклеена внутренняя крышка сундука у нашей бабушки, когда в конце пятидесятых винзавод закрылся. Но вернемся в 45-ые…

Горпищекомбинатом даже была выпущена пробная партия мороженого. Перед технологами ставилась задача получения лабораторным путем спирта из мха ягеля.

А вот еще штрихи тех лет, запечатленные в документах исполкома. Требует значительного расширения детский дом, его переводят в новое двухэтажное здание (угол улиц Большого и Малого театров). Принимается решение обеспечить всех воспитанников матрацами, мыть в бане один раз в неделю. Кстати, сложности с помывкой были и у взрослых горожан. Власти города, проведя нехитрые расчеты, пришли к выводу, что несмотря на наличие двух бань, в среднем каждый житель города ходит туда только один раз в месяц. Немедленно выдвигается призыв провести среди игарчан широкую разъяснительную работу о необходимости посещения бани не реже трех раз в месяц!

Сегодня, спустя почти семьдесят лет, эти документы вызывают улыбку. Лично я не верю в нечистоплотность игарчан. Скорее всего, тяжкий, изнурительный труд, смертельная усталость, не позволяли регулярно следить за своей чистотой и здоровьем.

Игарка в годы войны сумела сохранить театр. В сезон победного года он поставил двенадцать новых пьес, среди них «Поздняя любовь» А. Островского, «Секрет красоты» К.Финна, «Мещане» М.Горького.

Заслушав 15 июня 1945 года отчет директора театра Арбенина, члены исполкома отмечали, что «коллектив театра добился слаженной художественно-творческой работы, заслуживает справедливую признательность и хорошую оценку зрителя». Особым вниманием и уважением у театралов пользовалась старейшая актриса Евгения Сергеевна Добролюбова.

Но не всё, видимо, было гладко в работе театра, арендовавшем у кинотеатра неотапливаемое здание. Часто актерам в срок не выплачивали заработную плату. В июне Арбенин выехал в командировку, чтобы набрать новых актеров. Назад не вернулся, остался на материке вместе с женой, тоже актрисой, забрав с собой еще четверых из труппы. Существование театра было поставлено под угрозу, ибо желание покинуть город высказали и оставшиеся пятеро артистов. Исполкому пришлось кардинально вмешаться, чтобы сохранить в городе уникальный очаг культуры. Всё это, повторюсь, события 1945 года…

В архивах нахожу и представления трудовых коллективов к награждению медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»:

«Савенко Павел Павлович, заместитель начальника техучастка управления водных путей (современная гидрографическая база), год рождения 1904, работает в техучастке с 1925 года, русский, член ВКП (б) с 1943 года, образование среднее специальное. Энергичный, инициативный, дисциплинированный работник. За честную ударную работу был неоднократно премирован». Это мой дальний родственник по линии мужа, но я еще тогда даже не родилась…

В этом же списке я нашла фамилии лоцманов Иннокентия Сергеевича Бурмакина и Константина Ивановича Саломатова, масленщика парохода Михаила Ивановича Вторых. В восьмидесятые вместе со мной в гидробазе будут работать их сыновья Орест Павлович Савенко, Михаил Иннокентьевич Бурмакин, Леонид Константинович Саломатов, в речном порту Валерий Михайлович Вторых…

Несколько раз на заседаниях исполкома рассматривались вопросы оказания помощи семьям военнослужащих, устройства на работу инвалидов войны. Но самой большой приметой победы, весны и пришедшего мира я считаю то, что в Игарке рождается много детей.

Читаем: «Представить многодетную мать – Сусанну Матвеевну Паянен –колхозницу колхоза имени С.М.Кирова, родившую и воспитавшую девять детей, к награждению орденом «Материнская слава» первой степени.

Жизнь продолжалась…

Комментарий автора: Впервые опубликовано в газете «Диалог» 9 мая 1991 года № 19.



Читайте также:

Теги материала:
,
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.