Жители села Верхнеимбатск не оспаривают пальму первенства в своей четырехсотлетней истории со Старотуруханском. Солидный стаж этого не позволяет, да и какая разница в этом сегодня, ведь доподлинно из древних рукописей известно, что утвердившиеся в 1601 году в Мангазее царские воеводы стали облагать ясаком местное население – ненцев, энцев и кетов. Для сбора ясака почти одновременно были построены в 1607 году Туруханское зимовье на реке Турухан и Имбакское на реке Имбак.
Ясак взыскивался первосортными соболями: каждый ненец от 15 до 60 лет платил три – четыре соболя, а кет – пять- шесть соболей. По данным ясачных книг того времени, Верхнеимбатское зимовье в 1629 году расплатилось 461 соболем, в 1635 году – 533 особями, в 1646 – 611, а в 1701 только 105 соболями. Ясачный гнет, эпидемии (к примеру, оспы в 1636 году), голодовки и поборы делали невыносимыми жизнь местного населения.
Разрешалось заменять соболей другими видами первосортной пушнины из расчета за одного соболя один бобр или шестнадцать белых песцов, или сто белок, или выдра и два голубых песца. Кроме ясака взыскивались поминки (подарки царю, воеводе и служилым людям).
Таежная речка Верхний Имбак, впадающая в Енисей, дала название вначале зимовью, затем селу Верхнеимбатскому, находящемуся на высокой террасе правого берега Енисея, окруженному тайгой, богатой зверьем и дичью. И все-таки жители села могут гордиться своей историей.
С 1719 года ведет свое начало Верхнеимбатский Успенский приход, в 1803 году в селе был построен храм — церковь зданием белокаменная, двухэтажная, с колокольней, построена тщанием прихожан русских и инородцев, с помощью доброхотных жертвователей. Престолов в ней было два: в нижнем этаже – во имя святого Николая, а в верхнем – во имя святителя Николая. Главный престол был освящен в 1834 году.
В 1902 году в Верхнеимбатске была построена первая церковно-приходская школа, в ней обучались дети с первого по четвертый класс. В селе насчитывалось до пятидесяти дворов, половина домов были покосившимися, подслеповатыми. Но все-же здесь было четыре лавки, правда, с минимальным количеством товара, и фельдшерский пункт, единственный на пятьсот верст.
Большинство людей в этой северной глубинке были безграмотными, но с благодарностью помнили тех, кто нес им знания и понимание происходящих в стране перемен. Участник революционных событий в Одессе в 1905 году Яков Ефимович Боград (1878-1919) отбывал ссылку в Верхнеимбатске и запомнился сельчанам, называвшим его уважительно Учителем. Боград был незаменим, он владел неисчерпаемым багажом знаний по философии и математике, у него была личная библиотека, которую он регулярно пополнял, отказывая себе в пище и одежде. В 1919 году он был расстрелян в Красноярской тюрьме, а его именем названа центральная улица села.
В 1921 году в Туруханском крае был образован Верхнеимбатский волостной исполком. Стали создаваться коллективные хозяйства, лесопункты, назначением которых была заготовка дрова для пароходов, идущих вниз по Енисею до Туруханска. Даже сейчас в лесу можно найти поленницы сложенных имбакцами дров, обросшие мхом.
В эти же годы появились охотничьи бригады, рыболовецкие артели, засольные пункты, в Верхнембатском колхозе «Пятилетка» занимались разведением крупного рогатого скота, выращиванием овощей. Существовали и кустарные промыслы – изготовление бочек, веток (лодок), санок, проводился сбор ягод, орехов, грибов.
Как бы далеко не Севере не находилось село, не обошла его стороной Великая Отечественная война, более ста человек было мобилизовано, из каждой семьи ушло на фронт по четверо-пятеро мужчин. Ловить рыбу, заготавливать дрова и кормить многочисленное семейство вынуждены были женщины, большинство из них за доблестный труд в годы войны получило правительственные награды.
В 1964 году колхозники, охотники, рыбаки, звероводы и полеводы вошли в «Южно-Туруханский» госпромхоз. Всех их объединяла любовь к тайге, но без умения безукоризненно ориентироваться в лесу, знать и предугадывать повадки зверя, в совершенстве владеть орудиями лова, нельзя было бы говорить о высоких результатах. С высокой данью уважения ко всем сельчанам, назовем одного – человека исключительного трудолюбия, имеющего большой опыт следопыта, кавалера орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Ивана Трофимовича Бальдина. Бальдины и Сутлины – две известные здесь охотничьи династии.
И все же поселок живет надеждами на лучшие времена, понемногу благоустраиваясь, в летнее время здесь много зелени и цветов, уважительно относясь к старшему поколению, делая поддерживающий ремонт в домах ветеранов, строя дороги и пешеходные переходы, вынашивая планы создания «Аллеи славы» в память павшим в Великой Отечественной войне. Об этом и многом другом сегодня заботы главы сельского Совета Николая Павловича Шлякова. В селе библиотека с фондом более одиннадцати тысяч томов, средняя школа, почта, больница. Есть пристань и аэропорт.
В Верхнеимбатске живет около тысячи человек – механизаторы, зоотехники, медицинские работники и учителя. И как знать, может быть, эскиз мемориала сделает юный Роман Сутлин – вчерашний имбатский школьник, а ныне учащийся художественного училища имени В.И.Сурикова в Красноярске.
Впервые опубликовано в газете «Игарские новости» 17 июля 2007 года.
Комментарии В.А.Гапеенко
Не устаю повторять, как быстро летит время, меняются события, взрослеют юноши и уходит из жизни старшее поколение. Но неизменным остается сохранившееся осознание о поселке Верхнеимбатск как символе стабильности и надежности поселения на Енисейском Севере. С момента написания этого очерка за годы моей работы в администрации Туруханского района я несколько раз успела побывать в Верхнеимбатске. В моем личном архиве много фотографий – свидетельства тех поездок и полученные из архива администрации села.
С интересом смотрят, к примеру, юные сельчане постановку самодеятельных артистов на юбилее села, проходившем в июле 2007 года. Тогда там побывал целый десант районного начальства. Для сельчан было устроено грандиозное торжество. Нашлось место и теплым словам в адрес ветеранов и добропорядочных тружеников предприятий и организаций, состоялся большой концерт. До позднего вечера не расходились с берега сельчане, с интересом принимали участие в конкурсах, пели, танцевали под открытым небом.
Под высокими соснами, прямо на берегу реки обустроена сцена, и здесь, напротив построенного сельского клуба происходят все значимые мероприятия.
Приезжала я сюда в том же 2007 году на теплоходе «Михаил Лермонтов» с ветеранами района, большим десантом краевых журналистов и артистов. Тогда сельчане с удовольствием аплодировали солистам краевого оперного театра Евгению Балданову и Анастасии Лепешкиной, солистке Вере Баулиной и эвенкийскому певцу Владимиру Хоменко. В концерте для сельчан принимали участие вокальные, инструментальные и танцевальные ансамбли: «Вольница», «Яр», «Дикси Джокер», «Алые паруса» и другие. До сих пор в памяти атмосфера этого концерта, вдохновение артистов, выступающих в столь необычных условиях и поддерживаемых горячими зрительскими аплодисментами, коллективные фото на память.
Гостям была предоставлена возможность опробовать знаменитую уху из енисейской рыбы и ознакомиться с достопримечательностями села, среди которых и этот найденный на берегу Енисея и поднятый наверх камень.
На нем с датой 1917 года на старославянском языке написан текст: «Поверь, что я скажу тебе: этакая злая грусть лежит на сердце у поэта, как этот тяжкий камень на земле». Можно сомневаться в подлинности раритета, есть версия, что надпись на нем сделана и в более позднее время. На первый взгляд и сам текст кажется не очень складным. Но умиляет бережное отношение к прошлому сельчан и стремление сохранить экспонат для потомков. Во всяком случае, знаменитый фотограф Владимир Иванович Чин-Мо-Цай, участник той поездки, счел важным для себя сделать фото на память.
В 2009 году я освещала для районной прессы паломническую поездку по Енисею Епископа Красноярского и Енисейского Владыко Антония и сопровождающих его лиц. Почетным гостем в поездке был епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. Они и провели молебен в Верхнеимбатске. Помню, как с искренним желанием сельчане шли на обряд крещения. А умершей в тот день престарелой сельчанке по церковным каноном было проведено священниками отпевание.
Привозила я в Верхнеимбатск тележурналистов «Енисей-региона» (ныне телеканал «Енисей»), когда информационными поводами для краевых новостей становились вводные объекты социальной сферы Верхнеимбатска. В Туруханске и Красноярске встречаясь с главой поселка Н.П.Шляховым, депутатом районного Совета В.П.Андреевым, не однажды мы обсуждали новости родного для них села. И каждый раз было о чем поговорить.
Открылся мемориал в честь погибших в войне верхнеимбатцев и жителей близлежащих сел Чулково, Алинска, Искупа, Бородино. Многих сел уже нет на карте, но память о воинах, отдавших жизнь за независимость нашей Родины, будет жива благодаря неравнодушному отношению к ее сохранению со стороны потомков.
Отремонтирована больница. Введена в строй новая котельная и на ней установлено экспериментальное оборудование.
Юные художники, воспитанники учителя рисования Т.К.Андреевой, она обучала и героя моего очерка Романа Сутлина, завоевали очередной приз на краевой выставке, запечатлев спортивную площадку на берегу реки и получив за коллективную работу приз в номинации «Мой любимый дворик». Мне было поручено передать ребятам памятный приз – дорогостоящую игрушку и сувениры с символами «Енисей-региона», организатора конкурса.
Меньше новостей получаю сегодня, но в памяти встречи и знакомство с интереснейшими людьми, ведь и в Москве, в высших органах власти работают выходцы из этого села. И я искренне желаю всем сельчанам стабильности, благополучия и процветания.
A еще там среди сосланых моя бабушка Мария Рау-Карле навсегда осталась.