Борские насельники

Поселку Бор Туруханского района Красноярского края в этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня основания. Возраст сравнительно мал даже в рамках одной человеческой судьбы, что уж и говорить о поселении. К сожалению, люди умирают, унося вместе с собой в небытие подробности своей уникальной с точки зрения истории жизни.

Вот уже и участников величайшего в мире события — Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — осталось в живых единицы. Поэтому становится понятным, что наступило время взяться за историю и запечатлеть на бумаге героический трудовой подвиг сотен или даже тысяч борчан, начавших строительство аэропорта Подкаменная Тунгуска уже на следующий год после окончания войны. Готовилась ли страна к новым отражениям атак противника, строя сибирский военный плацдарм, либо собиралась продолжить прерванные планы по масштабному освоению Севера, нам предстоит еще поразмышлять на страницах этой книги. Увы, и первостроителей Бора с каждым годом становится все меньше и меньше. А между тем и история поселка, и судьбы людей, в нем живущих, заслуживают того, чтобы о них знали потомки. И началось все, конечно же, не в далеком 1946 году, а гораздо раньше.

Местные жители до сих пор нет-нет, да и найдут природные свидетельства многовековой цивилизации – то зуб доисторического шерстистого носорога, то какие-то окаменелости вымоют воды Подкаменной Тунгуски. И ученые, и народные исследователи вновь и вновь начинают задумываться о древнем пребывании на ее берегах человека. Заслуживает внимания гипотеза, что Бор расположен не на материке, а на когда-то ранее существовавшем острове. В качестве доказательств жители показывают то место, где якобы проходило старое русло Енисея. Поэтому-то почвы здесь, в отличие от других деревень, страдающих от вечно мокрых и грязных дорог, сухие песчаные. И эта версия, которую мы более подробно обсудим, имеет право на существование, тем более что ученые-археологи еще в начале прошлого века говорили о стоянках древних людей на берегах Подкаменной Тунгуски уже в эпоху неолита2.

Вот с этого времени, мы, пожалуй, и начнем наш рассказ.

Ученые до сих пор спорят о том, где впервые появился на земле человек и в какой области земного шара он сделал величайшие открытия огня и первых орудий труда. Большинство исследователей склонно считать прародиной человека Азию.

Историки также придерживается выводов о заселении Сибири в раннем палеолите 300-400 тысяч лет назад. Расселение древнего человека вдоль берегов Енисея, по мнению археологов, происходило 40-10 тысяч лет назад в эпоху позднего палеолита3.

«Палеолитический человек4 вёл хищническое хозяйство, он уничтожал производительные силы природы, не восстанавливая их. При таком хозяйстве небольшой группе людей для эксплуатации необходима большая площадь». Ведя бродячий образ жизни, древний охотник переходил с места на место, следуя за мигрирующими стадами животных. Заселение Енисейского края шло по долине реки Енисей и его притокам с юга на север, и первыми его обитателями были представители монголоидной расы.

«Новый каменный век», как принято называть период неолита5, характеризуется значительными изменениями в деятельности человека. Средства труда этого периода представляют собой вершину развития каменных орудий посредством обработки камня пилением, сверлением и шлифованием. В хозяйстве начинает использоваться дерево, из него строят челны и плоты. Огромное значение в развитии культуры имело изобретение формовки и обжига глиняной посуды. Это открытие позволило человеку улучшить способы приготовления пищи и разнообразить пищевой ассортимент. Но ещё важнее были перемены в хозяйстве, в способах добывания пищи. Именно в эту эпоху происходит переход от охоты, собирания растительной пищи и рыбной ловли, как единственных источников пищи, к разведению растений и домашних животных. Становится заметно суше климат, вымершего мамонта сменяют дикие быки, лошади, горные бараны, сайги. Только долгое время рядом с человеком остается северный олень. Охота по-прежнему занимает ведущее место в хозяйстве жителей тайги. Да и само рыболовство становится эффективнее за счёт совершенствования приёмов добычи: кроме гарпунов в арсенал орудий рыбной ловли добавляются крючки и сети. Но самым важным изобретением является лук и стрелы. Теперь можно было стрелять в зверя на расстоянии 100 шагов и более. Охота стала намного удачнее.

Подкаменно-тунгусская неолитическая стоянка древнего человека была открыта в 1921 году экспедицией государственного музея Приенисейского края Красноярского отдела Российского Географического общества (так тогда назывался Красноярский краевой краеведческий музей). Возглавлял экспедицию директор музея Аркадий Яковлевич Тугаринов, профессор, доктор биологических наук, орнитолог, географ. Вместе с ним были лоцман из местного населения П.Т.Воронов, впоследствии известный художник Д.И.Каратанов, ученые А.Л.Яворский, М.А. Дмитриев, Ф.Ф.Душ. За два месяца сплава по реке Подкаменной Тунгуске были проведены антропологические измерения и этнографические наблюдения. Собраны богатейшие материалы для тунгусского словаря, песни и частушки русского населения. Сделаны ряд этюдов и рисунков, собран большой гербарий, коллекции по зоологии, палеонтологии, этнографии, археологии. Составлена карта реки Подкаменная Тунгуска. Найденные тогда же археологами несколько каменных тесел байкальского типа и фрагмент керамики позволили сделать вывод о присутствии на ее берегах древних людей.

Летом 1958 года маршрутную археологическую разведку в Туруханский район организовал сотрудник этого же музея археолог и этнограф Роман Викторович Николаев. Начав с северного поселка Серково, он объехал станки Сухая Тунгуска, Сургутиха и в качестве конечного пункта более южный станок Подкаменная Тунгуска. Именно в устье Подкаменной Тунгуски на правом ее берегу учеными был заложен раскоп. Ценными находками археологов стали крупные каменные наконечники дротиков и небольшие наконечники стрел. Значительный интерес представляли и найденные оббитые куски камня, напоминающие фигурки медведя, головы лося. Подобные примитивные и своеобразные по технике исполнения предметы, уже известные ранее археологам, на Енисее были найдены впервые. При раскопках обнаружено более семисот сколов, образованных при изготовлении каменных орудий, находки были сконцентрированы в двух местах. Это позволило выдвинуть предположение о существовании мастерских по изготовлению каменных орудий. А найденные элементы керамики привели археологов к выводам о возможных связях таежных племен со степным Хакасско-Минусинским югом, где также при изготовлении сосудов был характерен зигзагообразный орнамент.

К концу неолитической эпохи человек уже переходит к примитивному земледелию, но, большого значения в его хозяйстве оно иметь еще не могло. Однако появляются прирученные (домашние) животные: первой – собака, потом корова, свинья, лошадь и овца. Ученые (Н.К.Ауэрбах) даже считают обстоятельство, что человек жил с оленем бок о бок многие тысячелетия и в его распоряжении была собака, аргументом в пользу того, что северный олень был приручен значительно раньше. Рыболовство и земледелие предполагают ведение оседлого образа жизни. Человек селится по берегам рек, используя естественные пещеры или устраивая себе землянки или шалаши. Стоянки человека на Енисее и Подкаменной Тунгуске приурочиваются к устьям небольших речек, где было удобнее ловить рыбу, или у тех мест, где имеются так называемые «стерляжьи ямы».

Рыбу добывали острогой, сетями, а также использовали костяные крючки. Сети плелись из волокон крапивы. Грузилами сетей служили оббитые с двух сторон гальки, а поплавками – свернувшаяся береста. Судя по найденным археологами позвонкам, жаберным косточкам и чешуе, добывали тайменя, осетра, стерлядь, нельму, щуку. Первобытный человек не ходил в небрежно наброшенных на плечи шкурах животных, как иногда его изображают современные иллюстраторы, – у него, вероятнее всего, был костюм, вполне приспособленный к тому суровому климату, в котором он жил. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках иглы и пуговицы. Археологи предполагают, что костюм современных туземцев, носит все признаки долгой работы человека по его модернизации. Шкуры и меха, из которых шились одежды, окрашивались, так как в распоряжении человека были и специальные инструменты, и краски. Одежда была украшена подвесками из кости, мыльного камня. Украшениями служили ожерелья из зубов животных: вокруг шеи, на руках и ногах носили браслеты. Тело, возможно, было покрыто татуировкой.

Под жилье использовали пещеры, гроты, каменные навесы. Там, где не было естественных укрытий, приходилось строить иногда целые поселки. Жилища располагались вдоль высокого берега реки. Обычно жилище углубляли в землю, котлован рыли прямоугольный или округлый (блюдцеобразный). Остов и каркас жилища делали из костей мамонта и рогов северного оленя. Сверху каркас накрывали ветками, землей или шкурами.

Каменные орудия не сразу исчезли из обихода древнего енисейского обитателя, но он уже обратил внимание на самородную медь6, встречающуюся в горах на земной поверхности. Темно-коричневые куски «камня» не поддавались отбойнику: камень не дробился, не кололся, а только плющился. Это свойство камня и привело к возникновению способа «холодной ковки», то есть ковки меди без нагрева с помощью наковальни и каменного молота. Но как только было подмечено, что камни в огне нагреваются, появляются специальные сооружения, вырытые в земле для выплавки меди, где внутри очага можно было создать определённую температуру.

Железные орудия труда и оружие изготовлялись в таежных зонах края. На поселении Чадобец7, стоянке Пашина на реке Ангаре, что сравнительно недалеко от современного Бора, найдены «домницы» — плавильные сооружения по выплавке железа. Среди изделий археологи находили бронзовые топоры-кельты, ножи, наконечники стрел, украшения. Особый интерес представляет фигурка бронзового стилизованного изображения лося, найденная у поселка Суломай на реке Подкаменная Тунгуска. А близ поселка Ворогово найден бронзовый котёл скифского типа и массивный наконечник копья – свидетельства более ранних цивилизаций человека.

В Борском Доме детского творчества «Островок» есть краеведческий кружок, возглавляет его Екатерина Краснопеева, ребята часто выезжают в экспедиции, найденные ими исторические артефакты, становятся музейными экспонатами и поводом для дальнейшего изучения истории родного края.

Формат нашей книги не позволяет нам более вдаваться в описание этих времен, но, тем не менее, можно мысленно выстроить параллели, придя в конечном итоге к выводу о том, что именно звероловам-охотникам тайги принадлежит заслуга создания материальной и духовной культуры уклада жизни современного борчанина.

Фото: Архив администрации п.Бор, Красноярский краевой Краеведческий музей

Пояснения:

1 — Насельники – В исторических описаниях, коренной житель, абориген, житель какой-либо местности.

2 — Неолит — последняя в развитии современного человечества эпоха каменного века; период около 8-3 тыс.до н.э. перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

3 — Палеолит (от палео и греч. líthos — камень), древний каменный век, первая из двух основных эпох каменного века. П.— эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

4 — Ауэрбах Н.К. «Доисторическое прошлое Приенисейского края. Каменный период», издание Средне-Сибирского государственного географического общества, город Красноярск, 1929 год.

5 — V-III тысячелетия до нашей эры.

6 — Жительница поселка Бор Г.П.Недоспасова, кетка по национальности, рассказала, что для современных кетов не было характерным украшения из бисера, они всегда предпочитали медные. Этот факт еще раз подтверждает присутствие древних людей, предков современных кетов на берегах Енисея в районе Бора.

7 — Чадобец, река в Красноярском крае, правый приток р. Ангары




Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.