Это было 34 года назад. Вслед за приветственным гудком «Спартака» вступили и мы на игарскую землю – мама и трое ребятишек. Приехали к отцу, который уже строил город.
Помню, никакой пристани тогда не было. Выгружались по трапу и носили вещи в гору (пароход пристал напротив бани в старой части города). И все же первостроители уже гордились своим «городом».
Когда мы шли по поселку, отец с удовольствием знакомил нас с ним. Показал клуб, почту, магазин. Сказал, что поселок называется «Таракановка». Смешно! Потом-то я узнала, что возникло такое название от того, что домики все были очень маленькие, барачного типа. И клуб, и магазин, и почта – бараки. Единственная улица – Портовая, теперь она – Смидовича. В конце города (угол нынешней Советской и середина между улицами Советской и Таймырской) был тоже маленький поселок – «Нахаловка».
Строили здесь, как говорится, кто, где хотел, в основном, землянки и маленькие избушки. Отсюда и название вытекло. По четыре-пять избушек были построены одна к другой.
Не было тогда, конечно, и мостовых. Дороги были выложены из молодого круглого валежника.
И вот шли год за годом. На моих глазах вырастала Игарка. Каждый новый построенный дом, каждый метр новой мостовой радовали жителей. В 1932 году вырос новый театр по улице Смидовича. 18 марта, в день Парижской Коммуны состоялось его открытие. Какое это было торжество.
А к 7 ноября построили второй лесозавод – весь город вышел на митинг, когда раздался первый гудок завода.
Хорошо помню, как появился лозунг ликвидации неграмотности. Нас, комсомольцев, мобилизовали для этой работы, закрепили за участками. И мы – «культармейцы», как нас называли, две зимы занимались по вечерам со взрослыми.
Сколько неграмотных тогда научились читать и писать, как горячо нас благодарили эти люди за науку. Некоторых «культармейцев» я сейчас помню. Это Пана Сифонова, Валя Щукина, Вася Хлиманов, Аркадий Кутырев.
Тамара Нефедкина
Газета «Коммунист Заполярья» 27 июня 1964 года из архива семьи Манукян.
Комментарий В.А.Гапеенко
Полвека минуло с момента публикации этой небольшой заметки в Игарской городской газете. В ней рассказывается о событиях задолго до этого. Весь номер посвящен отмечаемому в городе 35-летнему юбилею.
А сегодня, пожалуй, мало кто и помнит, где, к примеру, была баня в старом городе. Здание, напротив которого высадилась на берег семья Нефедкиных, находилось почти на берегу, в начале улицы Кирова. Венчает эту улицу вверху здание Дома культуры лесокомбината. Вот так можно определить место высадки первых жителей города на берег с пассажирских пароходов в начале тридцатых годов. К сожалению, современный старый город почти весь «рекультивирован». А жаль, многие мои ровесники и люди помоложе, покинувшие его, с грустью вспоминают улочки, дворы, где прошло их детство.
Но вот и для меня, лишь сравнительно недавно уехавшей из города интересны факты переименования улиц. Улица Советская, видимо, впоследствии, это улица Шмидта, а улица Портовая, об этом и пишет Тамара Нефедкина, улица Смидовича. Эта была первая улица в старой части города, располагавшаяся вдоль протоки. Потом уже, с расширением склада сырья, она была полностью переселена.
Не помню я и названий вот этих поселочков внутри города — «Нахаловка» и «Таракановка». Зато знаю, что до того, как Игарка стала строиться микрорайонами — предполагалось, что их будет восемь, построены первый, второй и пятый, — существовали микрорайоны, которые назывались ПГС, «Черемушки», второй участок, финский поселок, Северный городок.
Финский поселок – это окраина старого города вверх от улиц Большого Театра и Таймырской. Назван так, поскольку небольшие одноэтажные щитовые типовые дома на четыре семьи были построены по финскому варианту.
Второй участок – дома в старой части города, переезжая через Волчий лог, там, где идет дорога к парому. Часть домов сохранилась и сегодня, и это тоже – финский вариант.
ПГС – поселок гражданского строительства – микрорайон в новой части города (улицы Морская, часть улицы Мира) – построены в конце 40-х – начале 50-х. НА ПГСе строились, в основном, вот такие двухэтажные одноподъездные деревянные дома.
«Черемушки» названы на манер московского микрорайона, известного по кинокомедии 60-х годов «Черемушки». Это — микрорайон, построенный после известного пожара 1962 года. Он включает часть улицы Карла Маркса и улицу Космонавтов.
Северный городок – наиболее известный современному горожанину поселок. Хотя сегодня и в нем практически не оставалось строений. Северный городок предназначался для заселения сезонными рабочими, приезжающими на лесопильно-перевалочный комбинат. Общежития вначале были барачного типа, одноэтажные, затем двухэтажные. Появился там клуб и столовая. Для работы в системе общественного питания приглашались студенты Абаканского кулинарного училища. В навигацию – это была лучшая столовая, куда приезжали пообедать, либо купить на вынос с собой приготовленные блюда, выпечку.
С наступлением зимы часть сезонных работников оставалась в городе, поскольку жилья катастрофически не хватало, в некоторых домах годами жили сформировавшиеся в Игарке семьи, терпя значительные бытовые неудобства.
Хотелось бы, чтобы современный читатель обратил внимание на способ строительства первых игарских дорог. Это важно для установления исторического факта.
Впервые в этой заметке зафиксирована дата открытия драматического театра.
И еще. Когда мы говорим об Игарке интеллектуальной, Игарке творческой, Игарке читательской и Игарке писательской, не забудьте и о том, что когда-то большая часть населения города была неграмотной. В 1930 году в стране было введено всеобщее обязательное начальное обучение в сельской местности и всеобщее семилетнее в промышленных городах и рабочих поселках. В Игарке тогда же было объявлено движение «Сделаем Игарку городом сплошной грамотности!»
«В школах ликбеза обучается до 3 тысяч человек», — писала в рукописи «Игарка.1935 год» правительству первый секретарь ГК ВКП (б) В.П.Остроумова. Заметим, что в школах города учащихся в то время было 2329 человек. И уже к 1935 году по проценту грамотного населения город выходит на первое место в крае (из 12000 игарчан неграмотны только 237), в городе действует 9 школ, 18 пунктов ликвидации безграмотности и 3 кружка иностранных языков.
В конце замечу, что сегодня мы знаем и имена первых «культармейцев», — тех, кто превратил Игарку в город сплошной грамотности. До сих пор в городе живут потомки Щукиных, Кутыревых, Нефедкиных.
Фото: из домашнего архива игарчанки Галины Павловны Шадриной, первого издания книги «Мы из Игарки», фондов Игарского краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты».