С первого дня основания нашего города он непрерывно строится. В задачу первых строителей, а их было сначала 250 человек, входило построить лесозавод, причал для швартовки морских судов и жильё как для себя, так и для прибывающих рабочих. И надо отдать должное первостроителям — со своим делом они справились успешно. Вот как описывал первые дни стройки один из бригадиров-плотников – И.Л.Шарай – в журнале «Советская Арктика» в 1935 году.
«Хмуро встречал на Север, когда мы ехали строить свою Игарку… Как только причалили к берегу, не мешкая взялись за топоры, потому что не только грузы сгружать, ногой ступить некуда было. Лес и грязища кругом… Одни валили деревья и обрубали сучья, а другие гатили дороги и выжигали кустарники. Такие костры разожгли – всё лето над лесотундрой стояли столбы дыма…
Трудно, зато и весело жилось в те времена. Коллектив сколотился дружный, свар и драк не было. Днями работали, а ночи напролёт проводили у костров. Кто плясал, кто пел. Не знаю, когда и спали. Такой хмельной подъём владел людьми, будто всё время под музыку работали и жили».
Вот так начиналось строительство города. Первыми жилищами строителей были наскоро сооруженные шалаши, покрытые хвоей и кусками брезента. А первыми капитальными сооружениями были печи для выпечки хлеба, построенные под открытым небом. Потом стали появляться деревянные домики, собранные из избушек, снятых с прибывающих с лесом плотокараванов. И только к осени были построены общежития – деревянные одноэтажные здания барачного типа с двухъярусными нарами.
Одновременно велось строительство двухрамного лесозавода. Здесь работала бригада из тридцати пяти человек. Завод был сдан к 7 ноября 1929 года. В здании был установлен локомотив в двести лошадиных сил.
В летнее время приезжали сезонные рабочие, которые выгружали прибывающие строительные материалы, выкатывали на берег круглый лес – сырьё для первого завода.
На первую зимовку в Игарке осталось около двухсот человек, а в 1930 году население Игарки уже составляло 2300 человек. Вместе с увеличением числа жителей, естественно, рос и посёлок, который в сентябре 19341 года постановлением ВЦИКа был преобразован в город.
Строительство города проводил специальный отдел Комсевморпути «Севенстрой». В то время председателем Комсевморпути был Борис Васильевич Лавров. Ещё в 1928 году он побывал на месте будущего строительства вместе с изыскательской партией, возглавляемой инженером Леонидом Ивановичем Смирновым. Доставил партию пароход «Тобол», капитаном которого был Петр Филиппович Очеретько.
Б.В.Лавров – один из крупных исследователей Арктики, до работы в Комсевморпути был торгпредом Наркомвнешторга в Афганистане. В 1933 году он возглавлял первую Ленскую морскую экспедицию, в 1936 году был начальником треста «Нордвикстрой». В день пятилетия Игарки был награждён орденом Ленина.
Начальником Севенстроя был Георгий Иванович Щукин, главным инженером – Сергей Александрович Рыбин. К сожалению их биографии мне неизвестны.
В 1930 году уже наметились черты будущего города. Помимо заводской территории, появились строительные участки, это, собственно говоря, и был город: первый и второй участки. Улицы его строились параллельно протоке. Первые из них: Портовая, Рабочая, Почтовая, поперечные – Экспортная, Кирова, Сталина, Советская, Пролетарская, Трудовая.
По мере застройки городская часть благоустраивалась. Проезжая часть улиц засыпалась отходами лесопиления, по обочинам настилались деревянные тротуары. Возводились производственные и учрежденческие здания, складские помещения, школы, магазины, жилые дома.
Город рос на глазах. На месте первого участка зимой 1936 года появились новые постройки, получившие название Нового города. Второй участок сохранил своё название до наших дней.
До 1932 года Игарка была одноэтажной. Первые городские постройки строились без учёта мерзлоты, которая заявила о себе весной 1930 года, когда многие здания начали деформироваться и причинили много хлопот строителям. И вот тогда на должность главного инженера строительства был приглашён инженер Николай Иванович Быков.
Николай Иванович окончил в дореволюционное время Петербургский университет и Институт инженеров путей сообщения. По окончании учёбы работал на строительстве железной дороги на Дальнем Востоке. Там ему пришлось неожиданно столкнуться с мерзлотой, так что он имел практический опыт строительства в таких условиях.
Прибыв летом 1930 года в Игарку, Быков организовал при своей конторе мерзлотную лабораторию для исследования грунтов под строящимися зданиями. При нём впервые в Игарке началось применение свайных фундаментов. В 1932 году он в виде опыта построил три однотипных небольших деревянных домика на сваях. В этих домиках теперь размещается мерзлотная станция.
Большим здание на сваях была графитная фабрика. Под неё было забито в 1931 году 595 деревянных свай с применением паровой иглы.
При Быкове стали строиться в Игарке двухэтажные дома. Многие из них хорошо сохранились. В старой части города – здание сберкассы, госбанка, школы 3 4, жилой дом на углу улиц Кирова и Шмидта, в новой части города – торговый порт, аэропорт (ныне здание гидробазы) и ряд других домов.
Помимо строительства Николай Иванович уделял большое внимание изучению окрестностей города, поискам полезных ископаемых, а также питьевой воды, для чего была пробурена в 1931-32 годах скважина глубиной 62 метра. К сожалению, вода в ней не была обнаружена. Им же открыты залежи известняка на речке Чёрной, диабазы на Гравийке. ( Примечание – диабаз (франц. diabase) — горный минерал, камень вулканического происхождения, очень близкий по своему составу к базальту. Цвет натурального материала обычно черный, с примесью серого, зеленого или красного оттенков. Отличительной особенностью диабаза является высокий уровень твёрдости, прочность и отличная влаго- и морозоустойчивость. Особая плотность диабаза создает большие трудности при попытках расколоть каменную глыбу).
Впоследствии на известняках был построен известковый завод, обеспечивающий строительство известью. Быков определил в окрестностях города более 150 видов растительности.
Свою трехлетнюю работу Николай Иванович подробно описал в статье «Вечная мерзлота и строительство Игарки», опубликованной в 1935 году на страницах журнала «За индустриализацию Советского Востока». Эта статья, несмотря на то, что со дня её написания прошло много лет, читается с огромным интересом и показывает ту энергию и энтузиазм, которые Николай Иванович Быков вложил в строительство нашего города. Очень жаль, что имя этого человека неизвестно игарчанам, а оно, на мой взгляд, достойно, чтобы увековечить его хотя бы в названии одной из улиц города».
Павел Евдокимов, сотрудник мерзлотной станции
«Коммунист Заполярья» 11 июня 1974 года
Комментарий В.А.Гапеенко
Сочла необходимым познакомить читателей моего Блога с очерком уважаемого мной краеведа Павла Алексеевича Евдокимова, опубликованном в городской газете к 45-летию города Игарки. Очерк написан интересно, изобилует подробностями, которые не всем широко известны. В очерке добавлены подробности деятельности основателя мерзлотной станции в Игарке Николая Ивановича Быкова, описанные ранее в материале «К загадкам мерзлоты».
К сожалению, улицы Быкова в Игарке так и не появилось, но его имя не должно быть забыто, как и названные впервые (по крайней мере, для меня) имена Георгия Ивановича Щукина и Сергея Александровича Рыбина.
Фото: с сайта Одноклассники.