Ну что ты всё сочиняешь, сказала мне на днях красноярская подруга – и Ростропович был с концертом в Игарке, и Вольф Мессинг, и Тамара Миансарова. Послушать тебя, так все великие поэты и писатели, если в Игарке не родились, то непременно там первые свои стихи и рассказы написали.
— Да, — гордо ответила ей я. — Так оно и было. Игарку даже первые лица нашего государства стороной не обходили, тоже в ней, знаешь ли, бывали.
И на скептическое подругино «Ой-ли?!» я решила, что непременно об этом надо написать. Вот прямо сейчас, отложив в сторону все другие дела. Судите сами.
В начале 20-го века в далёкой Курейке зимогорили Иосиф Джугашвили и Яков Свердлов. Говорят, что не очень между собой ладили, поэтому одного там оставили, а другого перевели для дальнейшего его отбывания ссылки в Монастырское, что ныне Туруханском зовётся.
Яков Михайлович Свердлов после Октябрьской социалистической революции занимал пост Председателя президиума ВЦИК – Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета — высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа государственной власти Российской Советской Республики в 1917—1918 годы и РСФСР с 1918 по 1937 год. ВЦИК формировал Совет народных комиссаров. Во главе СНК стоял Владимир Ильич Ленин. Следовательно, Свердлова можно считать первым лицом государства. Правда, прожил он недолго, умер 16 марта 1919 года. Но в бытность его руководителем страны были приняты важнейшие законодательные акты, в том числе разработана конституция, приняты основы Семейного Кодекса.
Не оставался Свердлов без дела и в Туруханской ссылке. Историки должны быть благодарны ему за монументальные труды «Очерки Туруханского края», «Туруханский бунт», «Царская ссылка» и другие. В Туруханске до сих пор существует его музей, охотно посещаемый туристами.
Правда вот, справедливости ради следует сказать, что исторических подтверждений выезжал ли Свердлов севернее Курейки, нет. Но о положении северных поселенцев Туруханского края, куда входил и станок Игарка, поведал, можно сказать, всей Европе. Его очерк «Туруханский край» был опубликован в журнале «Вестник Европы» в книге 7 за 1915 год: «…станки живут совершенно замкнуто, да и на редких из них более 2 – 5 человек. Газет, журналов получается совсем немного. А с началом войны (мой комментарий – 1-ой мировой) из-за закрытия ряда органов и того меньше… Оторванность от российской жизни неимоверная. Газеты доходят лишь в очень солидном возрасте, на 25 — 27 день по появлении на свет. Всего лишь год, как проведён телеграф, да и то до села Монастырского. Война лишь усилила остроту оторванности… Не осталась война без влияния и на материальное положение. Дороговизна жизни возросла значительно, а ресурсы уменьшились… Особенно тяжело приходится поселенцам. На них сильнее сказывается и обеднение крестьян вследствие падения цен на рыбу и пушнину». (Я.М.Свердлов, Избранные произведения, том 1, Москва, 1957 год, стр. 53)
Иосиф Джугашвили находился в Курейке весь период своей ссылки с августа 1913 по декабрь 1916 года. Монументальных работ им за этот период написано не было. Но свой след в Курейке он оставил.
Несовершеннолетняя сирота Лидия Перепрыгина, в доме которой он квартировал, родила вскоре после его отъезда сынишку. Сегодня генетической экспертизой доказано, что Александр Яковлевич Давыдов – внебрачный сын И.В.Сталина. Лидия Платоновна вышла замуж, в послевоенные годы перебралась из Курейки в Игарку, говорят, что там она умерла и похоронена. Сына от Сталина она скрывала, хотя глава государства и знал о его существовании. Но — вот ведь парадоксы истории — её подпись стоит под газетными материалами, рассказывающими генералиссимусу, как свободно и счастливо живут народы на Крайнем Севере. Вождь народов Иосиф Сталин, возможно, в станке Игарка теоретически мог бывать – он рыбачил и охотился вместе с местным населением, говорят, даже, оказывал медицинскую помощь кому-то из насельников. В советское время в Курейке был процветающий колхоз, Дом отдыха, санаторно-курортная школа для детей, метеостанция, средняя школа, клуб, детский сад.
Иосифу Виссарионовичу Сталину тоже был создан музей в Курейке, точнее, два музея. Первоначально – деревянный двухэтажный саркофаг был сооружён над домиком сирот Перепрыгиных, а затем заключённые Норильска на берегу Енисея соорудили из стекла и камня величественный саркофаг, поместив вовнутрь этот домик, установив памятник вождю и высадив аллею голубых елей. После смерти И.В.Сталина по указанию властей памятник был разрушен, а впоследствии подожжён и пантеон.
Спустя сто лет курейчане вновь сами решают свою судьбу, занимаясь рыбалкой и охотой, огородничеством. Постоянные места работы есть только у работников сельской администрации, почты и жилищно-коммунального хозяйства. Сотовой связи в селе нет.
Подробности о том, как проходила сибирская ссылка Иосифа Виссарионовича, воспоминания очевидцев перед второй мировой войной были собраны в единую рукопись документальной книги. Занимался сбором материалов поэт Михаил Парамонович Юрин. Не могу не сказать и об этом человеке. Он хоть и высших постов в государстве не занимал, но начал писать стихи ещё в пору Есенина и Маяковского, и был с ними знаком. На север приехал в творческую командировку на два года в 1939 году – собрать впечатления, образы. Жил в Курейке, работал директором открывшегося там музея И.В.Сталина. В 1941 году материалы для книги о Сталине были собраны, М.П. Юрин дал об этом телеграмму первому секретарю Игарского горкома ВКП (б) Анкудинову: «Книгу заканчиваю, 20 приеду читать. Убедительно прошу прислать фотографа из редакции заснять людей, усадьбу, старые, новые дома Курейки. Юрин. 11.07.1941».
Эта телеграмма скромно хранится в государственном архиве новейшей документации Красноярского края. Юрин ушёл воевать. Книгу издал другой автор. А курировал процесс создания книги Константин Устинович Черненко.
Уроженец Красноярского края, Константин Черненко в 1941—1943 годах работал секретарём Красноярского крайкома ВКП (б). В 1942 году был в командировке в Игарке, инспектировал, как идёт производственный процесс на лесо-промышленном комбинате. Факт исторический, мало кому известный, но я сама видела в краевом архиве документы бюро Игарского ГК ВКП (б), где он значится в списке присутствовавших на заседании. В ту пору ему исполнился 31 год.
Начиная от Сталина, первым лицом в государстве считался Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС. После И.В.Сталина этот пост занимали Н.С.Хрущёв, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов и наш земляк К.У.Черненко. Он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС уже в преклонном возрасте, будучи больным, пробыл на посту лидера партии и государства до своей кончины — всего 13 месяцев и три дня. Естественно, какой-либо практической помощи нашему городу оказано им не было. И это время памятно горожанам, двумя историческими событиями – перекрытием реки Курейки для строительства гидростанции и открытием мемориала погибшим в войне игарчанам.
О визите в наш город Бориса Николаевича Ельцина стало известно относительно недавно. В Игарском музее хранится и документальное тому подтверждение.
В 1975 году Б.Н.Ельцин, тогда секретарь Свердловского обкома КПСС, оставил свой отзыв в «Книге почётных посетителей Игарской научно-исследовательской мерзлотной станции»: «Поражает огромная работа работников мерзлотной станции, её исключительное значение для освоения Сибири и Севера. Большое спасибо, пожелания дальнейших успехов». Официально тогда подземная часть мерзлотной станции музеем ещё не являлась, экскурсоводами на общественных началах работали научные сотрудники станции, показывая именитым гостям города уникальное подземелье.
Популярность пришла к Борису Ельцину после избрания его первым секретарём Московского горкома КПСС. Он ездил на работу в городском трамвае, носил костюмы, сшитые на российских швейных фабриках, заставлял своих подчинённых демонстрировать, чью одежду носят они, и устраивал им разнос: как, дескать, они могут в таком случае добиваться улучшения качества выпускаемой в стране продукции. Каждое его крылатое высказывание тиражировала газета «Московская правда». Её номера зачитывались Игарской элитой до дыр, их привозили из Москвы работники ВСОМГЭ, в народе называемой Московской экспедиции. В кулуарах только и разговору было о том, какой «настоящий», «живой» руководитель появился у власти. Мы, партийный молодняк, инструкторы горкома партии, были в восторге – вот бы по всей стране таких руководителей.
Была у нас в штате и работница возрастом и по должности постарше, имевшая больший жизненный опыт и неформальные связи в органах власти повыше, которая рассказывала и о вредных привычках свердловского руководителя, могущего в воскресное время разыскивать своих сибирских коллег, ставя к ноге дежуривших у телефона ответственных работников. Мы действия кумира тогда оправдывали – большинство в стране руководителей всех рангов, и рядовых отмечали выходные с размахом.
Только теперь, спустя годы, понимаешь, к какому хаосу могут привести страну пылкие во хмелю руководители. Видимо, и его приезд в Игарку был из разряда таких поездок. В нынешние времена на отдых приезжают отнюдь не в Игарку.
И действующий ныне президент России Владимир Владимирович Путин был в Игарке с кратковременным рабочим визитом в августе 2009 года. Он занимал тогда пост председателя правительства Российской Федерации. В Игарку прилетел для участия в запуске в промышленную эксплуатацию Ванкорского нефтяного месторождения.
Ванкорское месторождение, находящееся в ста тридцати километрах на северо-запад от Игарки, было открыто в 1988 году. Его запасы оцениваются в 520 миллионов тонн нефти: месторождение должно было стать основой долгосрочной нефтедобычи в России, главным источником заполнения нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
Чтобы достичь Ванкора, надо прилететь вначале в аэропорт Игарку, а потом уже оттуда на вертолёте попасть в посёлок нефтянников.
К визиту премьера Путина готовился и Ванкор, и Игарка. Средства массовой информации сообщали о ведущемся благоустройстве прилегающей к городку нефтяников территории, проведённой с воздуха химической обработке от насекомых.
Самолёт с В. Путиным и министрами приземлился в Игарке 21 августа 2009 года после посещения премьером места катастрофы, происшедшей на Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае. Своё посещение Ванкора Владимир Путин в сопровождении президента нефтяной компании «Роснефть» Сергея Богданчикова и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина начал с осмотра кустовой площадки. На буровой В. Путину рассказали о месторождении, его запасах и современных технологиях добычи нефти, а также продемонстрировали уникальное оборудование, применяемое при бурении. Путин осмотрел одну нефтяную скважину, цех энергоснабжения, ознакомился с условиями жизни и работы вахтовых бригад, побеседовал с бурильщиками. Затем премьер-министр лично нажал кнопку запуска нефтедобывающей установки. К сожалению, в протокол не был включён глава города Игарки С.А.Азаров, и на церемонии смогла присутствовать только глава Туруханского района С.Г.Юрченко.
21 августа – была пятница, рабочий день, но в этот день в Игарке начались празднования, посвященные 80-летию города. Почётных гостей Игарки, ветеранов, депутата Законодательного собрания края С.М.Андронову, делегацию Туруханского района торжественно встречали руководители администрации города и городского Совета. Было проведено возложение венков к мемориалу погибшим в войну игарчанам (старому), экскурсия в музей мерзлоты, торжественно открыты часы на здании почтамта и детская игровая площадка «Корвет».
А на острове, в только что заново отстроенном аэропорту Игарки В.В.Путин провёл совещание по проблематике комплексного развития нефтегазовой провинции Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. В работе совещания приняли участие прилетевшие в Игарку члены правительства России, руководители федеральных и региональных органов власти, крупных банков, финансовых и промышленных компаний страны.
Информация о визите Путина в Игарку была опубликована в газете «Игарские новости» 2 сентября 2009 года, уступив место рассказам о праздновании юбилея города, очеркам об игарчанах и публикации поступивших поздравлений.
Вот и всё, что мне известно о визитах первых лиц государства в Игарку. Надеюсь, что город ожидает новый виток экономического развития, и наши потомки станут свидетелями еще не одного рабочего визита российских глав уже в обозримом будущем.
На фото: страница газеты «Большевик Заполярья» от 17 июня 1936 года с фотографией И.В.Сталина, карточки учёта арестованных Якова Свердлова и Иосифа Джугашвили из архивов полиции, Константин Устинович Черненко в молодости (фото из Википедии), Борис Ельцин, второй справа, 1975 или 1976 года, редкие фото Ельцина из интернета, В.В.Путин во время визита на Ванкор, 21.08.2009 года.