Морской порт Игарку знают во всех крупных странах мира. Ценнейшая сибирская древесина с берегов Енисея, Маны, Ангары идет отсюда в порты всех континентов. Из года в год растет и хорошеет Игарка — морские ворота Енисея.
А сейчас хочется обратиться к истории этого города, напомнить о первых днях становления крупнейшего в крае заполярного порта.
В 1929 году на берег Игарской протоки вышли первые строители будущего морского порта. На промерзлой земле приезжие поставили первый барак. В лютую стужу и пургу они продолжали воевать с тайгой. Все дальше и дальше разносился стук топоров. Много не хватало. Но рядом с бараками-времянками уже росли корпуса мощных лесоперерабатывающих предприятий, которые уже весной будущего года должны будут начать поставку экспортной продукции. Ведь лес – это валюта. А она очень нужна была в ту пору становящемуся на рельсы индустриализации Советскому государству.
В номере газеты «Красноярский рабочий» за 20 июня 1928 года опубликовано следующее сообщение:
«В районы Енисейской губы выехала экспедиция для продолжения работ по изучению условий плавания морских судов в низовьях Енисея и проведения судов Карской экспедиции вверх по реке.
Эта экспедиция кроме того обследует место постройки будущего лесопильного завода, который должен быть построен в районе между Подкаменной и Нижней Тунгусками».
Результаты проведенного исследования оказались успешными. 10 октября 1928 года «Красноярский рабочий» публикует сообщение под заголовком «На Игарке будет построен порт».
Так впервые появилось название «Игарка» как имя будущего морского порта на Енисее. И пошло оно по имени охотника-рыболова Егора Ивановича Ширяева, который в начале нынешнего века срубил на этом месте небольшую избушку.
Однажды новое зимовье обнаружили ненцы:
— Как живешь, сосед? Как тебя зовут?
-Егорка.
-А, Игорка, Игорка, — повторяли оленеводы. – Очень хорошо!
Так «Игорка» вскоре преобразовался в «Игарку», а сам Егор Иванович Ширяев невольно стал «крестным отцом» будущего города-порта.
Еще в навигацию 1927 года команде парохода «Тобол» было поручено сделать промеры фарватера реки Енисей с целью выяснения конечного пункта продвижения морских судов по реке. При этом промеры велись от Верхне-Имбатского до устья Курейки.
Каковы же были результаты работы команды «Тобола»?
20 сентября «Тобол» вошел в Игарскую протоку. Результаты промеров и обследования оказались более чем подходящими.
«Протока эта, — сообщает машинист «Тобола» К.Данилюк в статье, опубликованной в «Красноярском рабочем» 15 июня 1929 года, — по своему удобству для порта оказалась очень хорошей. Когда были закончены промеры, команда обменялась мыслями о том, что здесь следовало бы устроить порт для судов Карской экспедиции. С таким заключением команда «Тобола» снялась из Игарской протоки и отплыла в Туруханск».
Результаты исследований были отосланы в Сибводпуть и вручены представителю Комсеверопути. В беседе с работниками Комсеверопути, начальником и помощником начальника речной части Карской экспедиции представители команды «Тобола» настоятельно советовали отказаться от Ангутихи как пункта предстоящего экспортирования леса, как этого хотел Комсеверопуть и где уже была вырублена площадка для склада древесины, а остановиться на Игарской протоке, тем более, что для подхода морских судов к Ангутихе не гарантировалась на постоянное время нужная глубина рейда.
В 1928 году из Комсеверопути были присланы инженеры и техники для детальной съемки протоки и выбора места постройки лесопильного завода.
В первую навигацию 1929 года лесовозные баржи Комсеверопути «4-ая Карская» и лихтер № 319 выгрузили в Игарке первые партии леса, предназначенного на экспорт. Он был уложен в штабеля. Разгрузили доставленную древесину с барж «2-я Карская», «6-я Карская» и других. Обратным рейсом они вывезли 500 тонн графита.
Основные усилия строителей Игарки были направлены на ввод в строй лесозавода. 16 июля 1929 года «Красноярский рабочий» сообщил: «Игарский завод начнет работу уже осенью».
Трудностей было очень много. Не хватало людей. На первых порах работало 500 человек. Потом прибыла дополнительная партия в 250 человек. Хотя продовольствие имелось в достаточном количестве, ощущался острый недостаток технического оборудования, особенно, для работы в мерзлоте. Но люди трудились самоотверженно.
«Сейчас Игарка похожа на огромный муравейник», — сообщается 10 октября 1929 года в корреспонденции «Красноярского рабочего». – Десятки подвод снуют по разным направлениям, развозя строительный материал. Подвозятся песок, камни, гравий, с треском катятся бочки с цементом, визжит, громыхает цепями подъемный кран на разгрузке судов, захлебывается малосильный мотор, вытягивая на крутой подъем приплавленные бревна. Визжат продольные пилы, звонкими голосами задорно перекликаются топоры. Кипит стройка, и нехотя отступает таежная глухомань перед непреклонной волей человеческого коллектива».
Да, трудно приходилось первым строителям Игарки. «Вытяните, попробуйте в гору огромные многопудовые бревна, — говорит один из первых строителей города-порта. – И тянули, надрывая лошадей, пока не догадались устроить бревнотаску, поставив на работу мотор».
А сейчас? Вместо лошадей и маломощной бревнотаски на набережной лесоэкспортной столицы Сибири высятся мощные краны. Все основные работы по погрузке и выгрузке полностью механизированы.
И на этом индустриальном фоне еще более ярким вырисовывается подвиг первых строителей Игарки.
А.Титенков
Газета «Красноярский рабочий», июль 1969 года.
Комментарий В.А.Гапеенко
Размещая недавно в разделе «Раритеты» очерк Георгия Кублицкого 1939 года «Наша Игарка» я сетовала, что не могла отыскать более ранние публикации о городе. Их кто-то просто варварски вырезал из экземпляров газеты, хранящихся в фонде краевой научной библиотеки. Не думаю, что это мог сделать сотрудник газеты, вероятнее всего, в архиве редакции «Красноярского рабочего» были свои экземпляры газеты. Но в очерке А.Титенкова «С чего начиналась Игарка» даются выдержки именно тех номеров, которые я искала – 20 июня 1928 года, 10 октября 1928 года, 15 июня 1929 года и 16 июля 1929 года. Поэтому и я, и вы, уважаемые читатели, можете судить о чем шла речь в первых публикациях о нашем городе пусть не в полном объеме, а лишь из кратких отрывков, но все же.
Особенно ценными, на мой взгляд, являются сведения о том, что изыскания под будущий порт велись на обширной территории между двумя Тунгусками – Подкаменной и Нижней. Промерно-изыскательская партия на пароходе «Тобол» обследовала Игарскую протоку в 1927 году. Ранее планировалось построить порт в Ангутихе.
Хотя есть в этом очерке и неточности, правда, они уже не относятся к цитируемым корреспонденциям, а к тексту самой публикации А.Титенкова 1969 года, спустя сорок лет после начала строительства города. Первой попыткой отгрузки леса на экспорт из Игарской (Самоедской) протоки исторически правильно считать 1928, а не 1929 год. (Смотрите в рубрике «Раритеты» материал С.Д.Лаппо «Морские суда в Самоедской протоке Енисея в 1928 году»).
И уже не выдерживает никакой критики версия об основателе городе – Егоре Ивановиче Ширяеве, жившем в начале 20-го века в тех местах, его ненцы якобы называли «Игарка». Посмотрите материал коренного игарчанина, бывшего председателя Игарского горисполкома, «Почетного гражданина города» Бориса Федоровича Мелькова «Откуда пошло название «Игарка?» Он считает, что имя городу дала речка, на которой первоначально стоял станок Игарка. Этой же версии придерживаются известные краеведы П.А.Евдокимов и А.В.Вахмистров, их переписку по этому вопросу я все никак не соберусь опубликовать.
Известный истории факт — зимовье Игарское было описано Харитоном Лаптевым, участником Великой Северной экспедиции 1735-1741 годов. В «Атласе Российской Империи», изданном в 1745 году директором Географического департамента Гензиусом, есть река Игарка, на которой стоит зимовье Игарское. Этот Атлас из 19 карт по своей точности и полноте превосходил все имевшиеся до того времени в Европе. Рассчитайте еще несколько лет затраченных прежде на то, чтобы Атлас был издан, и вы увидите, что Игарка была известна в 1725-1730 годах, как зимовье, где жили люди.
В пользу версии о происхождении названия города от имени речки говорит и корреспонденция от 10 октября 1928 года, она называется «На Игарке будет построен порт». Предлог «на» свидетельствует о том, что город будет стоять на чем-то — на речке. И действительно река большая Игарка — приток Енисея в этом районе.
И это третья ценная «изюминка» публикации А.Титенкова в честь 40-летия города.
Егор Иванович Ширяев – литературный герой писателя Алексея Кожевникова из романа «Брат океана», в реальной жизни ни рыбака, ни лоцмана с таким именем не было. Роман вышел в свет в 1939 году, из него версия об основателе города пошла «гулять» по всем официальным изданиям, есть она и в некоторых материалах о городе, размещенных в Интернете. Озвучил эту версию в данном очерке и сотрудник «Красноярского рабочего».
Фото: Алексея Гапеенко. Игарский морской порт, сентябрь 2004 года.
Хочу выразить огромную благодарность Валентине Гапеенко, за ее огромный вклад, который она вносит, рассказывая о Севере, об его исстории, людях, коренных Игарчанах. Очень интересная статья, ведь и я считала, что Игарке начало было положено в 1929 году, что назвали ее в честь Егорки, проживавшем там в этих местах. Даже детям и внукам своим я озвучивала эту версию. А теперь, благодаря Валентине Гапеенко я другими глазами посмотрела на любимый город, читала и представляла первых строителей, которые приехали строить Игарку будущего всемирно-известного порта, который имел мировое значение. И я думаю, что эти бараки, которые помнятся из моего далекого детства, были построены их руками, бараки в Медвежьем Логу. Милые причудливые домики, наш дом на ул. Куйбышева-3-очень оригинальной постройки, дома такой архитектурной постройки видела впоследствии на ул. Малого Театра. И в том, что люди работали самоотверженно, я ничуть не сомневаюсь. И нечеловеческими усилиями этих людей одновременно со строительством Лесозаводов росла и хорошела деревянная Игарка, наша любимая Родина. Наши родители всю свою жизнь посвятили служению нашей Игарки, приехав молодыми специалистами покорять Северную стихию, они любили Игарку и привили эту любовь и к нам, к своим детям. Игарка, Игарка, как торжественно звучит это слово, я готова повторять его 1000 раз, и каждый раз оно будет звучать еще лучше, еще созвучнее !!!
Шесть букв в слове Игарка, подобно 6 струнам и каждая струна, это исстория нашей Игарочки. И сейчас многое зависит от нас, зазвучит Игарка или нет. Я думаю и хочется верить, даже ради памяти людей-первостроителей, она должна получить свое второе рождение и стать еще краше и богаче!!!