Сибирская советская энциклопедия об Игарке

Игарка, по запискам Харитона Лаптева («Записки гидрографического департамента»,1851 год, ХХ) «Игоркино зимовье» — станок на левом берегу Енисея под 67 градусов 21 минута северной широты. В 1928 году было 7 русских и 5 туземных хозяйств с постоянным населением 43 человека. У противоположного берега Енисея, в глубокой излучине реки расположен остров Самоедский (нанесен на карту А.И.Вилькицким в 1897), образующий глубоководную (от 8 до 17 метров), 400 метров протоку общим протяжением 10 километров; обоими выходами протока обращена на Юго-запад и ограничена с трех сторон высоким материковым берегом Енисея, а с четвертой самим островом, будучи таким образом защищена от ветров всех румбов.

Сибирская советская энциклопедия об Игарке

Игарская протока впервые детально исследована и правильно нанесена на карту Промерно-изыскательской экспедицией Комитета Северно-морского пути под начальством инженера Л.И.Смирнова в 1928 году. Находясь в 725 км выше Сопочной Карги (бар реки Енисей), в 1930 км от Красноярска и в 1498 км от Енисейска вниз по Енисею.


Игарская протока представляет собой весьма удобную естественную гавань на Енисее; она делает возможным подход и ввод на внутренний рейд морских торговых судов с максимальной допускаемой баром реки осадкой до 7м, и безопасный сплав до протоки экспортных лесоматериалов с верховьев Енисея в плотах, для погрузки непосредственно на морские пароходы. Берега протоки позволяют легко организовать безопасные от нагонных вод склады для хранения экспортных товаров и погрузку их с берега на морские суда. Исследование Игарской протоки открыло для сибирского лесоэкспорта широчайшие перспективы, произведя полный переворот в технике эксплуатации Енисейской магистрали Северного Морского пути. В целях экспорта лесоматериалов, доставленных к морским судам в плотах, Игарская протока была использована Карской экспедицией 1928, а с 1929 в нее переносятся все перегрузочные операции енисейской части Карской экспедиции.


Игарская протока избрана пунктом постройки первого Северо-Енисейского лесоэкспортного завода Комитета Северного Морского пути и в течение ближайших лет должна получить значение крупного сибирского порта.

Материковый берег Игарской протоки сложен рыхлыми отложениями песчано-глинистого характера, с обильною примесью гальки и валунника, зачастую имеющего характерную ледниковую штриховку. Толща рыхлого материала находится в состоянии «вечной мерзлоты», на что, между прочим, указывает нахождение пластов почвенного льда, содержащего остатки растительности. Приближенность протоки к возможному угленосному комплексу Тунгусской свиты, требует углубленной геологической разведки района. Коренные породы, ограничивающие площадку Игарских рыхлых отложений, представлены на востоке выходами туфо-брекчий, прорезанных потоками лавы (траппов). На западе (при расстоянии между этими границами около десяти километров по реке Большой, или Креновке) выходят битуминозные известняки и темные глинистые сланцы, видимо, и подстилающие район Игарской площадки. В 1929 в известняках реки Большой была обнаружена коралловая фауна, позволяющая предположительно отнести возраст данной толщи к силлуру.

Сибирская советская энциклопедия, том 2, стр.194-196.


Комментарий В.А.Гапеенко:
Найденная мной в Сибирской советской энциклопедии, выпуска 1931 года, (главный редактор Борис Шумяцкий) статья об Игарке уникальна. Несмотря на то, что город уже существует в течение двух лет, о нем пока речи не ведется. На размещенных на вкладке фотографиях — Игарская протока, суда Карской экспедиции и первая гать площадки лесозавода. Отчасти это можно объяснить тем, что второй том, после выпущенного в 1929 году первого, начат печатанием в марте 1930, закончен в июне 1931. Сведениями о городе редакция, по-видимому, еще не располагала. Но внесение в начале тома в «Перечень крупных статей» небольшого по объему раздела «Игарка» говорит само за себя – нашему городу, о котором еще нечего практически рассказать, уже уготована важная судьба.

Полностью публикуя текст статьи, хотела бы обратить внимание на несколько позиций: название острова Игарский здесь, как и в очерке Сергея Лаппо, Самоедский, а протока именуется не как Самоедская, а уже Игарская. Что интересно.

С другой стороны в разделе говорится и о наличии природных месторождений в районе Игарки, детальное изучение которых, начатое в восьмидесятые годы прошлого столетия до конца завершено не было. А видимо, зря. И это, я думаю, пригодится для нового витка поиска молодому поколению.

И в третьих, обратите внимание на концовку статьи: найдите в интернете значение слова «силлур», «силурийский период». Прочтя, вы согласитесь с тем, что до сих пор игарские историки находят на территории подтверждения существования живых организмов в интервале геологического периода, продолжавшегося почти двадцать четыре миллиона лет назад. (Начало силурийского периода датируется 443,4 ± 1,5 миллиона лет назад, а конец — 419,2 ± 3,2 миллиона лет назад).



Читайте также:

Теги материала:
,
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.