Баллада о солдате

Мой земляк-игарчанин и тезка Валентин Бочкарёв фильма «Баллада о солдате» не видел, он умер вскоре после войны, а кино было снято в 1959-ом. Зато я сегодня,   как только прочла письмо, полученное по электронной почте, так сразу и подумала: а ведь фильм-то этот и о нём…

Баллада о солдате

Семья Бочкарёвых жила в Удмуртии, в небольшом рабочем поселке Камбарка. Камбарка — старинный русский городок, основанный еще в 18 веке уральским горнозаводчиком Акинфием Демидовым, по преданию, купившим у башкир земли у речки Камбарка за пять золотых рублей. Задумка Демидова построить на землях две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса была одобрена. В 1767 году строительство завода было закончено. Постепенно завод расширялся, а вслед за ним и заводской посёлок. Большинство горожан, и дед Валентина по материнской линии   Макар Соцких издревле трудились на главном предприятии городка.

У Фёдора Васильевича и Ирины Макаровны Бочкарёвых подрастало уже двое детей – сын Валентин, родившийся в 1910, и дочка Антонина, появившаяся на свет двумя годами позже. Началась первая мировая война, и ушёл на фронт отец. Служил в элитных по тем временам войсках – на подводной лодке «Сиг».

Поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов заставило русское военное ведомство позаботиться о восстановлении нарушенного равновесия сил. И одним из средств укрепления армии и флота были признаны подводные лодки. Построенным для России за границей подводным лодкам были даны «рыбьи» названия – «Осетр», «Кефаль», «Бычок», «Плотва», «Сиг». Первые четыре переправили на Дальний Восток, «Сиг» остался   на Балтике.

«Помните войну», — так написал на обороте фотографии в ноябре 1914 года Фёдор Бочкарёв, посылая ее в семье. Эта фотокарточка – всё, что осталось в семье на память о нём. Известно, что «Сиг», построенный с Соединенных Штатах Америки, из-за состояния корпуса и механизмов уже в июле 1914 года был выведен из боевого состава флота. Как сложилась дальнейшая судьба экипажа до сих пор остается тайной.

Гибель на фронте отца сразу же изменила семейный уклад Бочкарёвых. До сих пор помнят в семье, что восьмилетний Валентин, оставшийся вмиг за главного, пошёл работать в кузницу. На  Рождество «старшой»  привез   маме  с  сестрой  заработанные им мешок  муки  и  поросенка.  Лошадь, чтобы привезти гостинцы,  одолжил кузнец, у  которого  он  работал.

Вспоминая об этом, младшая сестра Антонина и в старости не могла пересказать этот случай своим детям и внуками без слёз, всегда горько плакала.

Жизнь шла своим чередом. Свершилась Октябрьская Социалистическая Революция. Строились новые города, осваивалась Сибирь, Север. Новое манило к себе как возможность начать самостоятельную, свою собственную, свободную от прошлого жизнь.

Выйдя замуж, Антонина, ставшая Шадриной, с мужем Александром и сыном Юрием, родившемся тоже в Камбарке в 1934, обосновалась в Новосибирске. Город рос стремительными темпами, превращаясь из полудеревни в крупный промышленный и железнодорожный центр. Случилось это так.

Молодой муж Александр Шадрин, отслужив положенный срок в рядах Красной Армии, заехал ненадолго в Новосибирск к тёте. Увиденное, размах строительства впечатлило его. Он перевёз из Камбарки семью, стал строителем. Вслед за Антониной переехал в Новосибирск и младший брат Валентин, пошел рабочим на завод, но проработал недолго. В то время по стране работали пункты набора рабочих на строительство предприятий на Севере, для участия в отправке на экспорт пиломатериалов из города-новостройки морского порта на Енисее — Игарки. Они назывались тогда Карские лесоэкспортные экспедиции.

Не сохранилось точных сведений, как Валентин Бочкарёв оказался в Игарке, в памяти пятилетнего племянника Юрия, осталась лишь твёрдая уверенность в том, что поехал дядя Валентин на Север добровольно, испытать судьбу, выстроить собственную биографию.

Увы, но и я, перерыв подшивки газеты «Большевик Заполярья» за 1939-1941 годы, не нашла в них следа знакомой фамилии.

В памяти семилетнего подростка, его матери Антонины только краткая осенняя встреча с родственником в Новосибирске в 1941 году. Тогда ненадолго, пока формировался эшелон на фронт, Валентин и успел заскочить к сестре, обнять племянника, проститься с родными.

Вот именно эта краткая встреча, оставившая впечатление на всю оставшуюся жизнь, изложенная в письме ко мне 82-летнего племянника Юрия Александровича Шадрина, и позволила мне выстроить параллели с эпизодом приезда к матери с фронта киногероя Владимира Ивашова из фильма «Баллада о солдате». Желание хоть на миг увидеться с дорогими людьми…

Вот что написал мне из Новосибирска Ю.А.Шадрин: « В  начале  ноября  1941 года эшелон  с лошадьми  и полностью экипированной   кавалерийской  частью проследовал через  город Новосибирск  к  месту  назначения,  остановившись  на  некоторое  время  на  станции  Кривощёково,  от  которой  недалеко  жила  сестра Валентина Бочкарёва   Антонина  Фёдоровна  со  своей семьей.  Пользуясь  остановкой  эшелона,  Валентин  Фёдорович  успел  на  несколько  минут  заскочить  к  нам  домой  и  проститься  со  всеми  нами.  Время  было  позднее,  уже  было  темно, уличного  освещения  не  было, на окнах  светомаскировка.

Он  был  с другом,  оба были одеты  в новое  обмундирование,  при  них  были кавалерийские  сабли.  Посидев  немного,  солдаты собрались в путь,   встали  и  под  слёзы  своей  сестры,   простившись, ушли  в зловещую и неизвестную  темноту».

Эшелон  свежих  кавалерийских  сил  направлялся  на  доукомплектование изрядно поредевшей  и измотанной  рейдами   по тылам наступающего противника  3 кавалерийской  дивизии, которая  входила  в состав  2 кавалерийского корпуса.

Боевой путь сибиряка-игарчанина кавалериста Бочкарёва начался с защиты столицы Родины – Москвы.

С 26 октября  1941 года немцы  начали  наступление  на  Волоколамском  направлении. В  период  с  16 ноября  по  12  декабря измотанные  части  3  кавалерийской  дивизия  под  командованием  генерала И.А.Плиева непрерывно вели ожесточенные  оборонительные бои  на  промежуточных  рубежах  на  Волоколамском  направлении,  обороняя подступы  к Москве.

Сюда  и  были  направлены  свежие  сибирские  кавалерийские  части, в  рядах которых  находился  и Бочкарёв.  Подполковник  Генералов, командир  9  кавалерийского  полка,  входившего  в  состав 3 кавалерийской дивизии,  писал:  «Полки  дрались  как львы.  Много  героических  подвигов  совершили бойцы  и  командиры  в  борьбе  с танками  врага».

Танки против лошадей? Неискушенный читатель может сегодня удивиться.

Действительно, в начале 40-х годов прошлого века Красная Армия сократила с 32 до 13 кавалерийских дивизий. Однако, во время Великой Отечественной войны число дивизий вновь выросло. Кавалерия участвовала в большинстве крупных операций. Летом и осенью 1941 года кавалерийские соединения вели тяжёлые оборонительные бои, прикрывая отход общевойсковых соединений, наносили контрудары и контратаки по флангам и тылу прорывавшихся группировок противника, дезорганизовывали его управление, осуществляли подвоз материальных средств и эвакуацию.

В разгар  боев  под  Волоколамском  в  декабре 1941 года   в одном  из  боев В.Ф. Бочкарёв получил  первое легкое  ранение,  лечение  проходил  в  полевом  госпитале. 25.01.1942 года  был  ранен вторично.  Затем  14.07.1942 года  в районе  села  Мокрое получил третье —  тяжёлое  ранение.

Боевые действия кавалеристов  были высоко оценены маршалами К.К. Рокоссовским, Г.К. Жуковым, А.М. Василевским.

Вот что писал, к примеру, А.М. Василевский: «В исторической битве под Москвой у Волоколамского шоссе, а затем у Истринского водохранилища закалялось боевое мастерство генерала Плиева, росла слава его дивизии. За дерзкие рейды по тылам противника, за мужество и стойкость, проявленные при защите столицы, соединению Плиева было присвоено почётное гвардейское наименование. Вместе с другими соединениями, оборонявшими Москву, гвардейцы Плиева насмерть стояли почти у самых ворот столицы».

Сегодня, когда известны имена почти всех участников войны – игарчан, их боевой путь, могу с уверенностью сказать, что старший лейтенант, командир взвода противотанковых ружей кавалерист В.Ф.Бочкарёв по количеству и значимости полученных им наград может быть назван в первой десятке самых героических воинов-игарчан. К концу войны на гимнастерке Валентина Бочкарёва сияли четыре ордена – орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 2 степени и орден Отечественной войны 1 степени.

Во  второй  половине  1943 года  войска  1 Белорусского фронта, в  состав которого входил  2  кавалерийский  корпус,  вошли  в Белоруссию. Путь  его продвижения    преградил  оборонительный  рубеж  немцев  в  районе  деревень  Борщёвка-Копани.  Наши кавалеристы атаковали Борщёвку, занятую двумя пехотными батальонами противника с пятью танками, превращёнными в неподвижные огневые точки.

Бой был чрезвычайно упорным. Лишь к утру спешенные эскадроны ворвались в изрезанные траншеями, перегороженные баррикадами улицы. Гитлеровцы несколько раз переходили в контратаку, но были сломлены и покатились на запад, стремясь зацепиться на втором оборонительном рубеже.

Тогда Валентин Бочкарёв и получил первую награду — орден Красной Звезды. В наградном листе говорилось: « В бою за деревню Борщёвка Бочкарёв первым ворвался на опушку леса и своим примером храбрости увлёк за собой бойцов, в результате чего лес был полностью очищен, взят в плен один солдат. Ворвавшись в окопы, Бочкарёв в рукопашной схватке уничтожил двух немцев, и, продолжая наступление, из карабина застрелил пять немецких солдат».

Удар конников 2-го гвардейского кавалерийского корпуса через Полесские лесные массивы, форсирование реки Припяти и выход в тыл Калинковичско-Мозырской группировки противника имели большое значение для хода этой операции и были высоко оценены. За освобождение городов Мозырь и Калинковичи Валентин Фёдорович Бочкарёв был награжден  орденом Отечественной войны 2 степени. В наградном листе говорилось: «В боях при упорном сопротивлении немцев, Бочкарёв зашел обходным путём в тыл противника и отрезал ему пути отхода. В этих боях его взводом было уничтожено двадцать шесть немецких солдат и взято в плен шесть солдат. Этим взвод Бочкарёва обеспечил успешное выполнение боевой задачи эскадрону».

С  16 января 1945 года части дивизии, войдя в прорыв обороны противника, с боями в труднейших зимних условиях прошли около шестисот километров по вражеским тылам и пересекли всю Западную Польшу. Рано утром 29 января кавалеристы подошли к польско-германской границе. В этот день они штурмовали Линде — первый немецкий город на железнодорожной магистрали Данциг — Шнайдемюль — Берлин. Затем в боях овладели городом Кроянке.

К 20 марта советские войска очистили от немецко-фашистских войск всю Восточную Померанию. Валентин Фёдорович Бочкарёв получил тогда очередной орден Отечественной войны 2 степени.  В наградном листе командир 9 кавалерийского полка подполковник Генералов так оценил его участии в боях: «В трудный момент боя Бочкарёв взял лично противотанковое ружьё и уничтожил две огневые точки противника. Личным примером поднял взвод в атаку. В бою было уничтожено до двадцати немецких солдат и взято в плен пять солдат».

За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Штаргард, Наугард, Польцин старшему  лейтенанту  Бочкарёву

Верховным  Главнокомандующим  И.В.Сталиным  была объявлена  БЛАГОДАРНОСТЬ.

Он был также награждён орденом Отечественной войны I степени. В наградном листе говорилось: «В боях с немецко-фашистскими захватчиками за город и железнодорожную станцию Польцин 4 марта 1945 года Бочкарёв первым бросился на штурм города и примером мужества и отваги, воодушевляя и увлекая своих подчиненных, первым ворвался в город. Умелым и решительным ударом по врагу заставил его отступать в беспорядке, нанося ему потери в живой силе и технике. В результате боя его взводом были уничтожены две пулеметные точки с расчётами, засевшие на чердаке одного из домов города, своим огнём препятствующие продвижению эскадрона; уничтожено до двадцати немецких солдат, и столько же солдат и офицеров противника взято в плен, захвачено два ручных пулемёта. Отступая под ударами взвода, противник оставил два склада с продовольствием, десять автомашин и двенадцать повозок с различным имуществом. Бочкарёв умелым оперативным руководством взводом в ходе боя способствовал быстрому захвату города».

С 20 апреля  2-ая гвардейская  кавалерийская дивизия включилась в Берлинскую операцию. В течение полутора суток кавалерия прошла более ста двадцати километров и к исходу 22 апреля сосредоточились в лесу на направлении Штраесфорт — Хангельсберг. 9-й гвардейский кавалерийский полк под командованием подполковника Генералова с хода форсировал реку Шпрее восточнее Хангельсберга. На берегу Эльбы и закончил свой боевой путь Валентин Фёдорович Бочкарёв.

После Второй мировой войны в середине 1950-х годов кавалерия была упразднена.

К сожалению, в Игарку Бочкарев не вернулся, остался в Новосибирске. Прожил он недолго. Его жизнь  оборвалась  трагически  в 1950 году. Детей  у  него  не  было.

Но память о нём по крупицам для потомков собирает его племянник Юрий Александрович Шадрин, живущий и ныне в Новосибирске.

«Валентин  Фёдорович, — написал он мне, был  добрым  и ласковым. Я  его  очень  любил  и  им  гордился».

Юрию Александровичу 82 года. Но он считает своим долгом рассказать о боевом пути своего родственника. Без его непосредственного, заинтересованного участия не мог бы сложиться этот очерк.

Опубликовано также в газете «Игарские новости» 9 мая 2015 года № 40-42



Читайте также:

Оставьте свой комментарий

2 комм.

  1. says: Усольцева Анна

    Здравствуйте. Валентина Анатольевна. Вас беспокоит работник музея вечной мерзлоты Усольцева Анна Александровна. Вами было направлено письмо на Галееву А.А., в письме нет ни обратного адреса, ни номера телефона,не могли бы Вы отправить на эл.почту Ваши координаты для направления Вам ответа.
    С уважением, Усольцева Анна

Leave a comment
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.