Долго не могла определить, за какую ниточку дёрнуть, чтобы выстроить сюжет, рассказав о судьбе ещё одного моего земляка-игарчанина, участника Великой Отечественной войны, и его семьи. Не потому, что мы жили с ним в разные времена и практически не могли встретиться. А потому, что история периодически выстраивает события, ставя всё с ног на голову и заставляя людей страдать. И мы тому свидетели и сегодня. Даже если ты уже давно находишься в могиле, твоя жизнь у современников вызывает диаметрально противоположные чувства — от полного восхищения до презрения и злобы. Я отношусь, несомненно, к первым, потому, заручившись согласием близких родственников, пишу об этой реально существовавшей семье – муже и жене, чья судьба связана с нашим многострадальным городом — Игаркой.
Я бы могла указать подлинные имена и фамилии, но в силу ряда причин назову своих героев Иваном и Марьей, как мне кажется, именно эти два имени символизируют, что между женой и мужем существуют любовь, согласие и верность. Именно благодаря этим качествам в характерах, они прожили яркую достойную жизнь, за которую не стыдно сегодня их детям и внукам.
Маруся была из семьи железнодорожника, небогатой по меркам начала 21-го века, пролетарской. Но родители делали всё, чтобы их дочь получила образование. И она оправдала их доверие: окончила школу, коммерческое училище.
Иван, наоборот, говорят, что родился в семье потомственных дворян. Был на тринадцать лет старше своей избранницы. Он появился на свет в 1892 году, успел принять участие в Первой мировой войне: в составе Десятой армии под командованием генерала Брусилова мужественно сражался с немцами в Карпатах. В 1916 году молодого солдата направили на учёбу в Санкт-Петербург в полковую школу пулемётчиков. Здесь он и познакомился с большевиками, вступил в их ряды.
Ивана и Марью сблизила революция – Великая Октябрьская социалистическая революция , произошедшая в нашей стране 7 ноября 1917 года. Не раз ещё в истории России возникнет этот переломный момент, когда молодые воспримут для себя как глоток свободы жажду творить и строить новое общество. Другое дело, как оценят сделанное потомки.
Революционной нам, тридцатилетним, казалась перестройка, объявленная в 80-х супругами Горбачёвыми. Теперь же, лично я, испытавшая прелести социалистического и ныне рыночного капиталистического общества, всё больше нахожу положительного в обществе социальной справедливости, которое строили наши деды. По крайней мере, личности творцов социалистической модели общества вызывают большее уважение, чем всё возрастающее количество коррупционеров и взяточников в элите современного общества.
Но вернёмся к судьбе наших героев. Вместе с другими, поверившими в успех Революции, Иван встречал на Финляндском вокзале в апреле 1917 года вернувшегося из эмиграции вождя Революции Владимира Ильича Ленина. Иван служил в рядах красноармейцев до 1923 года, в 19-ом командовал полком, в Коммунистической партии он с 1920 года.
Мария вступила в молодёжную организацию, аналогов которой в современной России нет – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи – ВЛКСМ. Я тоже была в её рядах, мы отличались высокой сознательностью, инициативой, коллективизмом. Первое комсомольское поручение – организовать подписку на большевистскую газету среди населения Мария выполнила успешно. Тянулись люди к правде и свету, искренне желали построить новое, справедливое для всех общество, поэтому и деньги на газету из скудных своих припасов с желанием отдавали. Ничем не сравнить с тысячами обманутых дольщиков в современной России, добровольно несущих своих средства в очередную финансовую пирамиду – тоже искренне желающих жить свободно, вольготно и богато.
Мария некоторое время работала в комитете бедноты — контролировала правильность распределения материальной помощи государства крестьянам. В июле 1928 года она становится членом Коммунистической партии и переходит на партийную работу — заведующей женским отделом при райкоме ВКП (б). Здесь наши герои и познакомились: Иван уже несколько лет работал заведующим областным земельным отделом. Создав семью, молодые больше не расстаются, деля вместе радости и горести. Вместе же уезжают на учёбу в Москву в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева.
Студентами молодожёны работали на полях Урала, Северного Кавказа, Ростовской области. Окончили академию с дипломами с отличием. Им предлагали работу в Москве, но агрономы выбрали для себя Заполярье — поехали на север в Игарку.
Существует и иная версия, находящая своё документальное подтверждение. Кое-кому не нравилось происхождение Ивана, у компетентных органов стали возникать необоснованные подозрения.
«Серая пена» — так я называю не лучшую часть нашего общества, возникающую во все времена на поверхности. Не представляя из себя ничего путного, как правило, не имеющие должного образования, но с гипертрофированным чувством зависти и злобы, эти люди пишут доносы на своих сограждан, кажущихся им более успешными в жизни. Власти на них либо реагируют, либо нет. Конец тридцатых годов прошлого века был как раз таким периодом, когда власти готовы были лишить человека жизни, либо надолго упрятать в лагеря за один факт происхождения – дескать, не в той семье родился. Получить клеймо «врага народа», либо «шпиона иностранной разведки» было запросто. Вызывали поочерёдно на допросы и Ивана с Марьей. Именно этим можно было объяснить решение молодых выпускников ехать на Север – скрыться подальше от окружающего их подозрительного круга людей.
В Игарке же семью встретили тепло – сразу два специалиста с высшим аграрным образованием. Ивана назначили директором опытной сельскохозяйственной станции, а Мария работала на этой же станции агрономом, её избрали секретарём парторганизации. Датой приёма их на работу стал октябрь 1940 года.
Молодому городу в Заполярье тогда исполнилось лишь одиннадцать лет. Он был создан как морской порт, стоящий в удобной гавани, защищённой от ветров, на реке – в протоке. Здесь производилась погрузка на суда, пришедшие в СССР по Северному морскому пути за пиломатериалом – он шёл на экспорт. Страна получала валюту за продажу знаменитой ангарской сосны. Естественно, что большая часть судов в первые годы была иностранной. И горожанами тоже становились граждане союзных республик – русские, украинцы, белорусы, реже другие народности. Город был уникален в архитектурном плане – все дома деревянные, мостовые тоже, аналогов строениям не было. Государство старалось обеспечить население в условиях долгой зимы и сурового климата продукцией сельскохозяйственного назначения. Для этих целей был создан совхоз «Полярный», из Ленинграда в Игарку перебазировался институт полярного земледелия и опытная станция при нём, проводилась научно-исследовательская работа. Игарчане не раз становились призёрами Сельскохозяйственной выставки в Москве, потом она стала называться ВДНХ, за выращенные высокие урожаи овощей. Вот эту станцию и возглавил Иван. Учёные станции ставили опыты по выращиванию картофеля, капусты белокочанной и кольраби, репы и других овощей в открытом грунте в условиях короткого северного лета и неглубоко оттаивающей почвы.
Одновременно в теплицах круглогодично выращивали помидоры, огурцы, зелень, и даже клубнику, всё шло в продажу жителям города. Хватало всем, и цены были демократичными.
Началась Великая Отечественная война, и опытный военный не мог оставаться в стороне, хотя к тому времени у него был уже пограничный возраст — 49 лет. В августе 1941 года с первым призывом майор запаса вместе с другими игарскими добровольцами уехал на фронт. Мария осталась с двумя детьми на Севере. Вместе с другими женщинами делила невзгоды, недоедала, мёрзла в холодном мало отапливаемом доме, но продолжала работать в совхозе «Полярный». За полученные рекордные урожаи была награждена орденом Знак Почёта.
Иван в своей стрелковой дивизии воевал с первых дней её основания. В 1942 году дивизия была переброшена на Сталинградский фронт. Здесь он, будучи начальником организационно-планового отделения дивизии, лично руководил переправой через Волгу. Все части дивизии своевременно прибыли в район дислокации. 24-27 августа при прорыве немцев к Волге севернее Сталинграда город Дубовка и прилегающие окрестности оказались совершенно незащищёнными. Наш майор сумел организовать из разрозненных артиллерийских, танковых и пехотных частей сводный отряд и приостановил движение немцев к городу Дубовка до подхода основных сил стрелковой дивизии.
При освобождении от фашистов Крыма, в период преследования противника от Перекопа до Севастополя Иван руководил работой автотранспорта по доставке боеприпасов и продовольствия. Несмотря на то, что базы остались далеко в тылу, за 180-200 километров, задержек с доставкой боеприпасов и продовольствия из-за отсутствия транспорта или неправильного его использования по его вине не было.
В июле 1944 года Иван был награждён орденом Красной Звезды, кроме этого у него есть медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».
Только в марте боевой офицер вернулся к гражданской жизни, приехал забрать с севера семью к новому месту работы – в село Шушенское Красноярского края. Здесь Иван работал в должности главного агронома Норильского совхоза. Марию избрали секретарём Шушенского райкома партии. Однако возникшая болезнь жены заставила вернуться на Родину – в южную республику Советского Союза. И здесь Иван работает директором совхоза, а Мария – на партийной работе. В ноябре 1950 года Марию избирают депутатом районного Совета, а на организационной сессии она становится председателем райисполкома. Через год Мария становится депутатом Верховного Совета Республики.
Так, простая девчонка из семьи железнодорожников входит в высший орган республики. Её выдвигают кандидатом на своём рабочем собрании работники локомотивного депо. Система выборов в государстве в 50-е годы не предполагала наличия значительного финансового фонда, процедуры многотысячного сбора подписей. Власть была в стране рабочая, и выдвигали в органы власти имеющих опыт хозяйственной работы. Мария входила в бюджетную комиссию Верховного Совета, оставаясь на посту председателя райисполкома, многое сделала для улучшения жизни своих избирателей, заслужила звание «Почётного гражданина города». Иван, продолжая трудиться на сельскохозяйственном поприще, был удостоен высшей награды в стране – ордена Ленина.
К сожалению, жизнь наша скоротечна. Участник войны ушёл из неё раньше супруги – 13 марта 1968 года – в возрасте 76 лет. Супруга дожила до 1995 года. Пережила развал страны, случившийся по воле собравшихся в соседней республике тайно руководителей Белоруссии, Украины и России и подписавших некое соглашение о роспуске мощного государства. Под запретом оказалась и Коммунистическая партия, но Мария подтвердила своё членство в ней и состояла в её рядах вплоть до кончины в феврале 1995 года.
Ныне в республике, где продолжают жить потомки наших героев, не лучшие времена. Разрушаются памятники героям войны, вновь на поверхность выходит «пена», только отныне она не серая, а махрово коричневая, почти нацистская. В России бывшая союзная республика, а ныне «суверенное» государство видит своего главного врага. Продолжая пользоваться благами того, что построили наши отцы, тем не менее, шьёт клеймо «врагов народа» теперь уже и участникам Великой Отечественной войны. О, времена! О, нравы!
Верю, придёт время, и всё встанет на свои места – героям даже после из смерти воздадутся должные почести, и станет возможным назвать их подлинные имена без угрозы репрессий к их потомкам.
На фото: этюд игарчанина Евгения Петрова «Зима», снимки из книги журналиста Г.П.Смолки «40000 против Арктики», Нью-Йорк, 1937 год.
P.S.: Этот очерк был написан мною в марте 2019 года, тогда же размещен на сайте и в газете «Игарские новости». По известным причинам мы не называли подлинных имён героев, хотя все описанные события были документальными. А недавно я получила очередное письмо с Украины, именно об этом государстве шла речь. Дети дочери Николая Андреевича Орельского и Галины Алексеевны Ярмолюк сообщили мне, что пришли к общему согласию назвать подлинные имена, скрытые мною раньше. Что я и делаю.