Константин Иванович Саломатов

Старшему морскому лоцману Игарского технического участка водных путей Саломатову Константину Ивановичу в мае исполняется 58 лет, из них 42 года он работает на водном транспорте. Река Енисей для него – дом родной, каждая извилина, каждый остров, избушка на берегу, все капризы подводного рельефа реки от Красноярска до Диксона – известны Константину Ивановичу.

Ещё в 1906 году, когда строился Великий Сибирский железнодорожный путь, К.И.Саломатов плавал на пароходе «Минусинск», доставлявшем железнодорожные рейсы в Красноярск, завезённые сюда Северным морским путём на морских судах «Родам», «Гапсель» и «Сеяборг».

Дмитрий Овцын, Игарка.

В течение двадцати лет – с 1908 по 1928 годы Саломатов работал в нижней судовой команде, начиная от кочегара и кончая машинистом.

В 1929 году, когда гидрографические суда закончили навигацию, для проводки парохода «Широта» с баржей в Енисейск не оказалось лоцмана. Тогда Константин Иванович занял место у штурвала и в осеннюю неблагоприятную пору провёл пароход от Игарки в Енисейск на расстояние 1400 километров. Кто хоть немного понимает работу лоцмана, удивится, каким образом человек, работающий в машинном отделении, лишённый обычно возможности внимательно наблюдать за берегами и фарватером, вдруг стал лоцманом, когда эта специальность обычно приобретается многолетним опытом судовождения. Константин Иванович, будучи кочегаром, машинистом, в свободное от работы время внимательно наблюдал за берегами, ориентирами, записывал себе в записную книжку, делал зарисовки. За несколько лет плавания он, таким образом, не только прекрасно изучил реку, но и составил для себя целое руководство и карту, несмотря на то, что считается малограмотным.

В 1930 году руководство управления безопасности кораблевождения Сибири, ведавшее в то время проводкой судов, решило перевести товарища Саломатова учеником лоцмана по проводке морских судов от устья Енисея до Игарки. Но товарищ Саломатов объявил себя готовым стать морским лоцманом без учёбы, взялся сразу провести три морских парохода и эту задачу выполнил с честью. С тех пор Константин Иванович провёл в Игарку и вывел обратно более ста морских судов.

В 1936 году на гидрографических работах мотобот «Минин» получил пробоину и вышел из строя. Принимаемые меры к ремонту не давали положительных результатов. Время шло, план работы срывался. Тогда морской лоцман Саломатов, вернувшись с проводки, решил помочь. Он приготовил какие-то бруски, проволоку, залез в воду, нырнул несколько раз, и все необходимые измерения в подводной части были готовы. Через два дня был подведён изготовленный им деревянный кессон, судно было отремонтировано и вступило в строй.

Однажды во время проводки в Игарку у морского судна вышел из строя один котёл. Судовые механики заявили о необходимости возвращения судна в Мурманск. На это уже было получено телеграфное распоряжение. Но вернуться судну без груза – это значит нанести государству десятки тысяч рублей убытка – такая мысль мелькнула у лоцмана Саломатова и он, сняв лоцманское обмундирование и, одев комбинезон, полез в котёл корабля. Через полчаса Константин Иванович доложил, что повреждение в котле незначительное и может быть устранено в Игарке. Рейс продолжался. По прибытии в Игарку котёл на пароходе был отремонтирован, и гружённое лесом судно ушло по назначению.

За самоотверженную работу по проводке морских судов в ледовых условиях Саломатов в 1940 году из рук Михаила Ивановича Калинина получил медаль «За трудовую доблесть», а за самоотверженный труд во время войны награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В настоящее время, находясь в Игарке, Константин Иванович деятельно готовится к предстоящей навигации.

Г.Лейзенберг

Газета «Большевик Заполярья», город Игарка, 01.05.1947 года

Константин Иванович Саломатов

Комментарий В.А. Гапеенко

Для меня, пришедшей в начале 80-х годов прошлого столетия на работу в Игарскую гидрографическую базу, легендой среди многих был старший лоцман Леонид Константинович Саломатов, уже тогда пожилой человек. Говаривали, что он пришёл в профессию по стопам своего отца известного на Енисее лоцмана Константина Ивановича Саломатова. Но о родоначальнике династии лоцманов я сведений тогда не встречала. Поэтому обнаружить в архиве газеты 1947 года очерк о нём сочла за удачу.

Известно, что Игарская гидрографическая база образована в 1957 году. Но, говоря об истории города, начинавшейся с 1929 года, до сих пор мы славили первостроителей, лесопильщиков и мерзлотников, забывая о том, что провести иностранное морское судно от устья Енисея до порта тоже кому-то надо было. Открывая для читателей моего Блога доселе неизвестное многим имя лоцмана Саломатова, хотела бы ещё раз выразить признательность коллегам-гидрографам, с кем довелось вместе работать: Леониду Константиновичу Саломатову, Василию Арсентьевичу Егорову, Станиславу Владимировичу Максименко, Александру Васильевичу Головину, Геннадию Сергеевичу Маркелову, Владимиру Ивановичу Тибейкину, Петру Сергеевичу Фирсову, Валентине Александровне Пансевич, Анатолию Нефедовичу Быковскому, Юрию Михайловичу Вергунову, Сергею Григорьевичу Овчинникову, Юрию Николаевичу Лебедеву,   Артуру Михайловичу Михель, Любови Павловне Кауновой и тогда ещё молодым: Олегу Котову, Владимиру Власову, Сергею Лялько, Валентину Жужгину, братьям Олегу и Виктору Кузьминым, Леониду Лунёву. Каждый из них достоин отдельного рассказа. Успеть бы только обо всех написать. В целом, о работе в гидробазе читайте очерк «Дорогие мои земляки» (часть 5).

К сожалению, у Леонида Константиновича Саломатова сына не было, дочь Татьяна стала педагогом, из Игарки выехала. Но, может быть, в семье хранятся фотографии знаменитых лоцманов, что могли бы украсить очерк.

На фото суда Игарской гидрографической базы «Дмитрий Овцын» и «Николай Евгенов» из архива автора.



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.