Если бы кто-то задался целью восстановить историю семьи первостроителей нашего Заполярного города Игарки, то с лёгкостью мог бы это сделать, определив для себя фамилию Малютиных. Документы, фотографии, вырезки из газет и даже отдельные номера газет, хранящиеся в именном фонде семьи в Красноярском краеведческом музее, как нельзя кстати помогут Вам в этом. А приложили усилия к сохранению раритетов сами потомки, чему безмерно благодарны могут быть те, кому дорога история нашего города.
Глава клана Сергей Николаевич Малютин родился 12 сентября 1905 года в городе Елец Орловской губернии в семье рабочего. Так было принято раньше — непременно указывать в анкетных данных, в чьей семье ты родился. Происхождением из рабочих гордились больше, чем сейчас, к примеру, из олигархов. А указанная в автобиографии дата рождения – 12 сентября приведена по старому стилю и соответствует 25 сентября – по новому стилю.
Когда в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, пришлось вычеркнуть из всех дат 13 дней. Новое государственное устройство России дало каждому гражданину возможность личного карьерного роста вне зависимости от количества денег на его банковском счёте, а прежде всего благодаря своим индивидуальным способностям. Так начавший свою трудовую деятельность десятилетним подпаском у зажиточного крестьянина, и герой нашего рассказа стал одним из первых руководителей города.
Семья Малютиных переехала на новое место жительства – в Сибирь, в Уярскую область Канского уезда. Когда в стране свершилась Октябрьская революция 1917 года, Сергей закончил три класса сельской школы и работал учеником на лесопилке. В голодный 1920 год после смерти отца Николая Сергей был вынужден ходить по сёлам, предлагая услуги по распиловке леса продольной пилой. Разные профессии пришлось перепробовать молодому человеку: строителем, грузчиком, даже мельником работал, прежде, чем он услышал о строительстве нового города далеко на Севере.
«Завербовался», именно таким термином назывался приём на работу и переезд в Игарку временных работников на лесоэкспортную навигацию, Сергей Малютин в мае 1929 года на Карскую навигацию грузчиком. По окончании Карской остался в Игарке, строил первый лесозавод. Работал плотником-монтажником. С пуском лесозавода освоил профессию помощника рамщика, затем стал рамщиком. Это ведущая профессия в лесопилении, впоследствии её стали именовать даже как бригадир рамного потока, ибо от того, насколько рационально и грамотно будет распилено бревно, зависит и процент полезного выхода древесины, и качество экспортной доски.
Во второй половине 1930 года Сергей Малютин уже стал сменным мастером на лесозаводе. Занял эту должность не по кумовству, не по личной преданности руководителю, что ныне именуется как «нахождение в единой команде», а потому что в свободное от лесопиления время, без отрыва от производства, молодой работник посещал годичные курсы организаторов по распиловке древесины на лесозаводах.
Так, «не отходя от лесопильной рамы», в июне 1931 года при пуске нового, более механизированного лесопильного завода № 2 Сергей Николаевич Малютин был назначен его директором. В сентябре 1933 года он был выдвинут заместителем директора лесопромышленного комбината. При этом с 1931 по 1935 годы он занимался с прикреплёнными преподавателями по курсу как семилетнего общего образования, так и специального — лесопильного. С октября 1935 года Малютина назначили директором лесокомбината и вскоре послали на курсы директоров в лесопромышленную Академию в Архангельск.
Дипломированный специалист недолго руководил комбинатом, в руководстве городом нужны были квалифицированные кадры. Малютин был избран председателем президиума городского Совета и проработал в этой должности с мая 1938 года по июль 1942 года.
Среди документов фонда Малютина в Красноярском музее хранится вырезка одного из первых номеров газеты «Северная стройка» с фоторепортажем из семьи Малютиных. Жена Анна Яковлевна с тремя сыновьями приехала в Заполярье уже в следующую навигацию. Поселились в небольшом одноэтажном домике, уютно обихоженном хозяйкой. «Её рабочий день – день домохозяйки, — пишет газета, — начинается в 8 часов утра. Первая забота – приготовить завтрак мужу и отправить его на работу.
В 9 часов она идёт на свой скотный двор, где её с нетерпением ожидает корова Манька и шестипудовый упитанный боров Васька. Управившись со скотиной, она идёт в дом.
Часы показывают 10. Проснулись дети, их трое: Коля, Шура и Серёжа. Позавтракав с ними, Анна Яковлевна принялась за уборку квартиры. Потом вместе с ребятишками занялась уборкой коровника и свинарника. Жилище скотины приведено в порядок. Анна Яковлевна собралась и ушла в баню. Пионер Коля читает газету «Пионерская правда» за 15 сентября. Шура и Серёжа играют в садике в мяч.
Вернувшись из бани, Анна Яковлевна стала готовить обед. Меню обеда такое: на первое – мясной суп, на второе – свежий жареный картофель, на третье – молоко. 4 часа дня. Семья в полном сборе. Пришёл с работы муж, Сергей Николаевич. Сели обедать. Отец интересуется, чем были заняты дети. Те наперебой отвечали. После сытного обеда вся семья ложится отдыхать. Отдых окончен, на столе появился чай. После чая Сергей Николаевич опять идёт на работу, а Анна Яковлевна отправилась вторично на скотный двор. Пионер Коля пошёл в кино. Шура читает детскую книжонку, взятую им из библиотеки – сочинение Евгения Чарушина «Волчишко и другие». Младший Серёжа играет с кошкой.
В 9 часов вечера Анна Яковлевна стала готовить ужин, вскипятила молоко. Между делом она читает книгу Евгения Юнга «На борту». Накормив детей и уложив их спать, Анна Яковлевна пошла в кино, смотреть звуковую кино-картину «Гармонь».
День кончился…»
Уникальный документ эпохи – эта пожелтевшая газетная вырезка с легка обтрепавшимися от времени краями! Обратите внимание на указанное в заметке время: глава семейства просыпается в 8 утра, дети в 10, обед в доме в 4 часа дня, а в 9 вечера хозяйка только начинает готовить ужин… Действительно, до 1937 года Игарка жила по Московскому времени. Но не только это – в фоторепортаже главное. И в тексте, и в фотографиях пример, как должно быть в семьях первостроителей города, где уже из-за неустроенного быта начались смятение и паника. После первой же зимовки число желающих остаться в Заполярье надолго резко сократилось. Рассказ о семье Малютиных – это своеобразная идеологическая установка того времени для сомневающихся – как может и как должно быть.
Второй – не менее значимый документ музейного фонда – Выписка из приказа № 49 от 1 мая 1931 года по Северо-Енисейскому строительству Комсеверопути в порту Игарка. В ней объявлено «пролетарское спасибо», обещана грамота от районных организаций и подарена кожаная тужурка старшему артели Сергею Николаевичу Малютину – как ветерану Игарки, дисциплинированному, исполнительному работнику, успешно выполнившему все такелажные работы по выгрузке оборудования лесозавода № 2 и установку двух заводских труб. Из выписки видно, что Малютин в передовиках не один. Его фамилия числится за номером 69. А исторический документ вместе с этими данными сохраняет ещё и название первой строительной организации в порту Игарка и фамилию её руководителя – Иванов.
Во времена социалистического строя нашего государства ко всем значимым событиям отмечался труд лучших работников – им вручались Почётные грамоты. Не в одной игарской семье бережно сохраняются эти награды предков и сегодня. Но те, что я смогла увидеть в «коллекции» Малютина в краеведческом музее, впечатляют.
Раритетный, по сути, изготовленный кустарным способом, бланк Грамоты за ударную работу от имени Туруханских районных организаций. Дата не указана, но судя по тому, что речь идёт о завершении строительства лесозавода № 2, это тоже май 1931 года. Игарка тогда ещё не имела своих руководящих органов и находилась в составе Туруханского района.
А вот тоненький, серый бланк Грамоты за подписью руководителей города Игарки, датированный 30 сентября 1932 года за подлинными подписями первых руководителей города: Якова Давыдовича Шпырнова, Ивана Николаевича Мартынова и Дмитрия Степановича Березина. Многие, даже краеведы, не помнят уже этих фамилий. Вчитайтесь в уникальный исторический текст «Грамоты»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Привет старейшим рабочим и командирам – ветеранам Игарки, энтузиастам социалистической стройки на Севере. Игарский городской комитет ВКП (б), Городской Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов и Городской Совет Профессиональных Союзов в день трёхлетия годовщины Заполярного города Игарки награждает товарища Малютина С.Н. почётным званием ударника, строителя социализма, за активную ударную работу, проявленную при закладке и строительстве нового города, беспрерывную 3-летнюю работу в Игарке и большевистское преодоление трудностей строительства на суровом Севере.
Горком ВКП (б), Горсовет и Горпрофсовет, от имени трудящихся города Игарки и района, объявляют Вам благодарность как старейшему рабочему-коммунисту — ветерану игарской стройки, активному борцу на фронте социалистической индустриализации Севера и надеются, что Вы и впредь будете оставаться преданным борцом за дальнейшее хозяйственное и культурное строительство города».
В 1933 году Малютин, как ударник, по итогам выполнения первого пятилетнего плана развития страны получает льготы в пользовании коммунальными услугами: ему устанавливается плата за квартиру, баню, прачечную, электроэнергию, воду и парикмахерскую со скидкой в размере 25 процентов.
И на Карской экспедиции этого года он числится ударником и получает благодарность за подписью директора комбината.
В связи с празднованием пятилетия города в 1934 году Сергей Николаевич Малютин, в числе других передовиков производства, старожилов города, награждается Почётной грамотой Восточно-Сибирского крайисполкома и ценным подарком – виктролой – стационарным проигрывателем грампластинок американского производства.
Продолжаем просматривать трудовые награды нашего земляка. Вот — уникальная с точки зрения историка, красочная грамота Восточно-Сибирского крайисполкома. До декабря 1934 года центром Восточно-Сибирского края являлся город Иркутск. Именно там рассматривали ходатайство о статусе Игарки как города краевого подчинения. Типографским способом напечатан текст, а в правом верхнем углу расположился панорамный рисунок Игарского порта во время Карской. Грамоты, видимо, были отпечатаны в ограниченном количестве, вполне вероятно, до нашего времени их могло дойти единицы, а, возможно, этот экземпляр – единственный сохранившийся.
Рядом «Грамота ударника», вручённая Малютину немного раньше – 18 октября 1933 года. Она за подписью директора лесокомбината. Бланк, возможно, печатался где-нибудь в столичной, или краевой типографии, но картинки с морскими судами, гружёнными пиломатериалом — основным видом производства в Игарке — на нём присутствуют, и не одна, а целых две.
На ещё одном бланке Почётной грамоты справа – портреты трёх руководителей страны, причём такой состав, возможно, был редким, специфическим. Кроме известных всем В.И.Ленина и И.В.Сталина, первым изображён портрет Вячеслава Михайловича Молотова – в 1931-1940 годах – Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, то есть руководителя союзного правительства.
Большинству, знакомых с деятельностью Игарского лесопильно-перевалочного комбината, известно, что основной его продукцией являлось производство пиломатериалов на экспорт. А вот исторический документ – «Докладная записка по Игарскому лесопромышленному комбинату на начало 1936 года» свидетельствует о его более широкой производственной деятельности. Речь идёт о ряде цехов, производящих товарную лесопродукцию. Лесопильное производство в тот период представлено было уже тремя заводами с девятью установленными на них лесопильными рамами. Кроме того были цеха: ящичный, столярно-мебельно-строгательный, бондарный и химический. Химзавод выпускал древесный уголь, смолу, скипидар, вар и дёготь. Подсобными цехами в составе комбината считались механическая ремонтная мастерская, паросиловая станция, автомобильный и гужевой парки, а также биржа сырья (пиловочника) и биржа пиломатериалов. Постепенно расширяя свои цеха и увеличивая выпуск продукции, комбинат в 1935 году стал довольно мощной производственной единицей в лесной промышленности СССР. И произошло это в бытность директором С.Н.Малютина.
Вместе с тем нельзя считать, что всё было безоблачным в деятельности комбината, случались поломки оборудования, аварии, пожары. Власти жестоко в подобных случаях расправлялись с руководителями предприятия. В официальной своей биографии Сергей Николаевич Малютин об этом не упоминает. Но из других источников мы знаем, что он стал директором лесокомбината после того, как против предыдущего директора Э.К.Стэре было возбуждено уголовное дело.
В рукописи «Летопись Игарского ЛПК за 80 лет» ветеран лесоэкспортного производства Герман Петрович Лапин так описывает события весны 1932 года, приведшие к репрессиям против директора комбината: «…производственные показатели на лесокомбинате ухудшаются из-за недостатка рабочих, плохого материально-технического снабжения, низкой трудовой дисциплины. Произошло три крупных пожара. Сгорели: контора управления комбината, бондарный цех, курсовая база по подготовке рабочих профессий. В экстренном порядке из Красноярска 27 марта за 8,5 часов на самолете Р-5 (пилот Молоков С.В.) был доставлен груз рамных пил и других техматериалов, а из Томска, Ленинграда и Красноярска были направлены в Игарку квалифицированные кадры.
Пиловочное сырье в Игарку доставлялось поздно, поэтому большая его часть оставлялась на отстой. В зимний период на протоке прорубались майны, и по этим каналам сырьё транспортировалось на лесозаводы. Это была адская работа в условиях недостатка рабочих».
В архиве Сергея Николаевича Малютина есть фотография с его пояснениями на обороте снимка. Речь идёт также о прорубании майн на протоке весной для проводки по ним судов на безопасный отстой в Медвежий лог: «Население Игарки на выводке судов с опасных мест отстоя (делают лунки). На переднем плане стоит спиной в плаще Николай Васильевич Ефимов, заместитель председателя исполкома горсовета. Начальник отстоя судов — Н.С.Малютин (на фото его нет). Конец мая 1938 года». Тяжкий труд и авральное его выполнение всеми горожанами с возложением ответственности на первых руководителей города – не раз наблюдались в истории города, будь то подъём из воды и выкатка в зимний запас сырья на лесокомбинате, или разгрузка пришедших накануне ледостава в город барж с овощами.
Надо сказать, что и пост председателя городского Совета Сергей Малютин получил после того, как были арестованы и репрессированы руководители города. Атлантический циклон превратил Карское море в ловушку для последних судов из Игарки (18.10.37 г.) и они не смогли пройти дальше Диксона. Во льдах застряли около 20 морских пароходов, в том числе шесть испанских, был заморожен почти весь ледокольный флот и половина отечественных транспортных судов.
Масштабные репрессии, которые до этого обходили стороной Заполярье, коснулись и Игарки. Первыми в застенках НКВД погибли в 1938 году секретарь Игарского ГК ВКП (б) Валентина Петровна Остроумова, председатель Игарского горсовета В.Сотсков, начальник политотдела Смирнов, капитан Игарского порта Пестов, начальник сельхозотдела Игарского теруправления ГУСМП Петров, начальник Красноярского теруправления ГУСМП Адамович. Были арестованы начальник Главного управления по развитию промышленности, член коллегии Борис Васильевич Лавров и начальник Главного политуправления ГУСМП Сергей Адамович Бергавинов.
В газете «Большевик Заполярья» ничего об этом не сказано. О Малютине говорится так: «С начала возникновения Игарки Сергей Николаевич – неизменный член вначале поселкового, а затем городского Совета. В 1938 году решением городского комитета и крайкома партии тов. Малютин переводится на советскую работу в качестве председателя городского Совета, и с тех пор руководит всей хозяйственной, культурной и политической жизнью города и района».
Старший сын Малютиных — Николай принимал участие в создании книги «Мы из Игарки», он автор рассказа «Игарка растёт». 18-летним юношей Николай ушёл на фронт, был командиром миномётного взвода, тяжело ранен, полный кавалер ордена Отечественной войны. Воевал и средний сын Малютиных – Александр. Он был призван в августе 1944 года, но успел проявить себя, получив медаль «За отвагу» за ремонт артиллерийского орудия прямо под обстрелом фашистов. В июле 1942 года вместе с добровольцами из Игарки уехал и Сергей Николаевич, однако в краевом центре его завернули, направили на работу в Норильск. В апреле 1943-ьего он вновь вернулся в наш город начальником Игарского отделения Норильского комбината и проработал там до 1947 года.
Сергей Николаевич приезжал в Игарку на празднование 35-летия города летом 1964 года. Он написал воспоминания о первых днях строительства города.
Фотографии из фондов Красноярского краеведческого музея.