Сотоварищи: Виктор Астафьев – Евгения Хлебникова

Известно, что Виктор Петрович Астафьев в детстве автором книги «Мы из Игарки» в силу ряда причин не стал. Но именно им было написано предисловие к пятому, юбилейному изданию книги, выпущенному Красноярским книжным издательством в 1988 году. Его, ставшего из игарчан средины тридцатых годов самым знаменитым в России прозаиком,  стремились найти друзья его детства, хотя и не были с ним знакомы по школе. В их числе можно было бы назвать Евгению Михайловну Веретенникову (Хлебникову), чьи письма к земляку-писателю хранятся ныне в его  авторском фонде в Красноярском краеведческом музее.   Они не были знакомы. Но учились в одной школе – той самой знаменитой двенадцатой школе, что в известный Большой пожар Игарки, случившийся в 1962 году,  безвозвратно сгорела.

Первое письмо, с которым бывшая игарчанка рискнула обратиться к В.П.Астафьеву, датировано  29 июля 1980 года.

«Здравствуйте, Виктор Петрович! Вас, конечно, не удивит это письмо, так как Вы их получаете, наверное, много, от знакомых и незнакомых людей. Я одна из этих незнакомых. Получаю подписные издания ваших произведений. Когда прочла рассказ «Кража», так повеяло детством,  таким далёким, милым, хотя и очень трудным.  Конечно, изменено и название города, и фамилии людей, но кто там жил (в Игарке), тот, конечно же,  сразу догадался, что описано в этом рассказе и кто.  Показалось, что кто-то подсмотрел твой маленький кусочек жизни. А фамилия Ваша на книге ничего мне  не напомнила. И только недавно после многих лет разлуки (35 лет)  мне удалось найти моего сводного брата Шумкова Вениамина, который мне рассказал, что переписывается с Вами, дал адрес.  Мы много об этом говорили и вспоминали.  Теперь я напишу, кто я.

В детстве, то есть в годы, описанные в «Краже» я была просто Хлебникова Женя. Училась в 12-ой школе, в 5-6-7 классах.  В 7 классе руководителем класса была Евгения Андреевна Сухих, литературу преподавал Артикуло,  математику Анна Андрияновна (фамилию не помню.) Мальчик, описанный в рассказе, из детского дома, который умер, учился в нашем классе. Но он был хороший парень и мы его уважали.  Ещё хорошо запомнилось из тех лет, это когда мы все хотели стать писателями и принимали деятельное участие в книге «Мы из Игарки», интересовались перепиской с А.М.Горьким. 

И видите, как бывает, один из нас стал видным писателем, известным. Ваши рассказы хороши, реалистичны. Я не могу судить так, как специалист, во всяком случае, мне Ваши книги по душе, читаю с интересом.  И благодарю судьбу, что жила с Вами в одном городе. И думаю, что мы с Вами однокашники. Я даже дружила со Славкой Евдокимовым. Вот кратенько о себе, вернее, о детстве своём.

А жизнь мною прожита большая, и много в ней было и добра, и зла. Одним словом, если Вас заинтересует моё письмо и будет желание и возможность ответить,  пожалуйста, буду ждать. С уважением – ПОДПИСЬ.

Мой адрес: Алтайский край, город Барнаул, улица 60 лет Октября, (далее домашний адрес).  Веретенникова Евгения Михайловна

А жили мы в то время очень близко от 2-ой школы в двухэтажном доме,  и соседний был из двух подъездов, а рядом жили работники порта».

Сотоварищи: Виктор Астафьев – Евгения Хлебникова

Вот на этой схеме есть  та самая вторая школа в посёлке Пробуждения – спецпосёлке для переселенцев, прибывавших в Игарку насильственно, целыми деревнями. Они и размещались в бараках, названных  соответственно, «Ирбейский», «Канский», «Большемуртинский», «Красноярский» и так далее. Такой чертёж переслали мне потомки Евфалии Александровны Палеевой. Значит, Хлебниковы были  тоже из числа ссыльных в Игарку. Действительно, на сайте Красноярского Мемориала, в Мартирологе репрессированных, находим Хлебниковых. Но расскажем о семье несколько позднее. Заметим лишь,  что герой нашего предыдущего очерка Вениамин Прокопьевич Шумков оказался сводным братом Евгении:  именно от него получила наша героиня адрес Астафьева.

В её письме особенно ценным считаю упоминание об умершем мальчике из детского дома. Повесть «Кража» так и начинается с его смерти: «Ночью умер Гошка Воробьёв». Правда,  реальная это  фамилия мальчика, или нет, никак в письме  не оговаривается. Но даже подтверждение  действительно имевшего место факта – ценно для исследователей творчества писателя.

Не рассказывает  Евгения Михайловна  подробно  о том, что она и её сестра Любовь Хлебникова были в числе авторов книги «Мы из Игарки».  Их подписи стоят под  коллективным очерком «Спасибо Вам, товарищ Сталин», открывающем шестую главу «Дома, в отряде, в клубе, в лагере». Правда, в последующих изданиях этот коллективный рассказ девочек стал носить новое название «Вот как живётся нам в Игарке».

Обе сестры в августе  1984 года вместе со съёмочной группой  фильма «А прошлое кажется сном» и челябинской журналисткой Оксаной Булгаковой побывали в Игарке. Но это уже случилось позднее.

Пока же из следующего письма писателю, датированного 26 октября 1980 года, узнаём, что Астафьев откликнулся на её первое письмо, и написано оно было собственноручно, правда, с оговоркой, что не все могут понять его почерк.  И ответ пришёл на Алтай сравнительно быстро, он уже жил в Красноярске.  Удивляет и восхищает, что,  как и большинство авторов, Евгения Михайловна, несмотря на сходный возраст, обращается к Виктору Петровичу с должным уважением – на Вы, что было характерно для того времени.

 «Дорогой Виктор Петрович!  Спасибо, что Вы откликнулись мне на моё письмо, спасибо, что Вы есть на нашей земле, спасибо за всё. Нет таких слов, чтобы выразить мою радость, что Вы – мой одноклассник и земляк. Поэтому начну сразу с приглашения. Милости прошу в мой дом. Буду рада встретить Вас. Как много у нас тем для разговоров и в письмах всего не выскажешь. Наше детство было очень трудное, но, напротив, жизнь кажется такой счастливой порой, пожалуй, самой лучшей порой. Жаль, что сгорела наша школа, жаль, что не сохранились письма таких отличных людей, как М.Горький и Ромен Роллан. Я сейчас не помню, где, когда, но я видела нашу книгу. Она хорошо оформлена, интересна по-детски.  В общем,  с удовольствием хотелось подержать её в руках как дорогую реликвию. Но увы и ах!

В общем, так: как только соберётесь в Барнаул, считайте, что Вас здесь ждут и очень ждут. Сообщите время приезда, встретим. Я извещу брата, он тоже с удовольствием приедет повидаться, повспоминаем  общих друзей, знакомых.

В Игарке я не была с 1944 года, всё собираюсь, и вот на склоне лет решила, на будущий год обязательно побывать в городе  своего детства.  В 1979 году по делам службы была в Красноярске, устроилась в гостинице «Енисей», (я: правильно —  «Огни Енисея») окна выходили на Енисей и причал. В первый же вечер пошла на причал, и как же защемило сердце, когда от причала отошёл пароход на Север. Там прошло детство, там земля приняла родителей, осиротив нас. Там горя было много, но много и радости.

Ещё в прошлом году решила, что надо побывать в городе своего детства. О себе пока ничего не пишу, думаю, что мы скоро встретимся, и Вы всё увидите и узнаете сами.  Пока работаю, хотя и пенсионерка.  В общем,  жизнь, вернее, основная её часть прожита, но как же хорошо  встретить знакомого, однокашника, друга, товарища своего детства.

Сотоварищи: Виктор Астафьев – Евгения ХлебниковаЕщё раз хочу повторить своё приглашение. Милости прошу на нашу Алтайскую землю, милости прошу в мой дом. Адрес Вы мой знаете, сообщаю телефоны: домашний 6-31-94, рабочий 61-1-45. Примите от меня земной поклон. Доброго Вам и вашим близким здоровья, пишите и приезжайте. С уважением Е.Веретенникова.
PS. Почерк я Ваш разобрала и всё почла, так что это – не помеха».   

Последнее  из хранящихся в музее писем, написано спустя два года и датировано 19 июня 1982 года. В нём некоторая обида и разочарование: надежды на встречу не реализовались, ответных писем от писателя больше не было. Встреча с бывшими игарчанами придала новый импульс, захотелось взяться за перо.

«Здравствуйте, Виктор Петрович!  Была у вас в Красноярске в командировке, повстречалась со многими игарчанами, которых не видела больше 40 лет. Много было воспоминаний, разговоров, вспомнить нам есть много  о чём, прошла целая жизнь. Из наших игарчан, с теми, с  кем удалось встретиться,  много хороших, добрых, умных  людей: звёзд на небе не хватают, однако, честно прожитая жизнь – это тоже очень здорово.

Много говорили о Вас, Вашей литературной деятельности, все любят Вас и Ваши произведения и рады, что Вы – наш однокашник. Я попыталась звонить Вам, но,  увы  и ах!  Естественно, у Вас много работы, труд Ваш тяжёл, теперь у Вас много почитателей, и, конечно, если позволить всем желающим говорить,  хотя и по телефону с Вами, то просто некогда будет не только работать, но и жить. 

Ездили компанией на ГЭС, проезжали мимо Овсянки, проехали  вблизи дома Вашего, но, естественно, не осмелились войти. Приехав домой узнала, что у нас будет в июле праздник, и Вы будете у нас в городе Барнауле. Молю, прошу Вас, уделите несколько минут внимания. Приглашаю Вас в гости, двери дома моего всего открыты для Вас, милости прошу пожаловать.  Прошу Вас заехать в гости совсем не потому, что Вы – знаменитость, просто хочется встретиться не с писателем, а с человеком, с которым бок о бок прошло детство.

Если действительно сумеете выкроить часок, позвоните по телефону 6-25-12, или 61-1-45. Это рабочие телефоны. На работе я занята с 9 часов до 18 часов вечера.  Дома у меня есть телефон, но я не живу дома летом, а живу на даче, а там телефона нет. Ещё раз приглашаю вас сердечно приехать в гости. Низко кланяюсь Вам.

Сердечный Вам поклон и самые наилучшие пожелания здоровья и творческих успехов. С уважением Е.Веретенникова.

PS. В Вашем потоке корреспонденций мои письма, а их было два, могли затеряться. Вы будете ломать себе голову, кто Вам пишет. Я повторюсь, я – Хлебникова Евгения Михайловна и Ваша одноклассница».

Спустя два года сёстрам Хлебниковым вместе с другими авторами книги «Мы из Игарки» удалось побывать в городе детства.   Старшая Любовь Михайловна во взрослой жизни была наборщицей в типографии, переплётчицей, её младшая сестра – Евгения главным бухгалтером.  За свой труд она даже была удостоена медали «За трудовую доблесть».  Людно было на причале в Красноярске, когда теплоход  отправлялся в  северный рейс. Ещё теплее и душевнее, при большом скоплении игарчан, руководителей города прошла встреча  в Заполярном городе.

Сотоварищи: Виктор Астафьев – Евгения Хлебникова

Секретарь горкома комсомола Валентина Алексеевна Серебрякова (она на снимке вместе с сёстрами и оператором Игарской студии телевидения Павлом Литвиненко)  всем авторам книги повязала пионерские галстуки, как в далёком тридцатом.

Многое изменилось к тому времени в Игарке, многие улочки оказались значительно уже, деревянные домики неказистее, часть их совсем исчезла.  Здание школы № 2 по улице Горького выглядело угрюмым, с забитыми окнами – здесь находился склад рыбкоопа.

Здание школы № 2 по улице Горького

С описания этой школы начинается рассказ девчонок в книге «Мы из Игарки»: «Ещё несколько лет тому назад нам, ребятам, никак не могли выделить специального пионерского помещения в школах. Да и самих школ было мало, а ребят много. Занимались мы в три смены.

Тесно было нам, как солёным осетрам в бочке. На партах сидело по три, по четыре человека, еле-еле писать могли.

Пионерские сборы проводили мы после уроков в пыльных, душных классах. Сидишь на сборе, и на коленях сумку с книгами держишь – положить некуда, не на голову же товарищу класть».

Побывали сёстры у своего  дома 25 по улице Горького. Теперь он был оштукатурен и покрашен белой известью, и от этого  на душе было теплее, правда, внутреннее расположение квартир не соответствовало тому, что было в детстве, да и запущенность дверей, выходящих в коридор, свидетельствовала, что жили здесь не лучшие представители рода человеческого.

Дом 25 по улице Горького

Вместе с едущими на теплоходе в Игарку пассажирами была съёмочная группа Свердловской киностудии, однако, и ей сестры Хлебниковы не рассказывали о судьбе своих близких.  Не раскрыли они  своей семейной тайны и журналистке Оксане Булгаковой. В её повести, написанной по результатам этой поездки игарчат по Енисею —  «Теплоход идёт в детство»,  есть только упоминание о том, что были с ними  сёстры Хлебниковы.  Видимо, не время ещё было говорить  в открытую о своё судьбе. А она, как у многих игарчан, была печальной, не зря в письме к Виктору Петровичу Евгения Михайловна намекала, что горя было много, но писать ни о чём даже ему она пока не решалась.

Михаил  Павлович Хлебников, как и многие односельчане, вступил в колхоз, сдал всю свою живность в коллективное хозяйствование, работал в  колхозной бухгалтерии, был грамотным. Его арестовали в 1930 году, затем с семьёй выслали в Игарку. Вместе с родителями в ссылку в Заполярье приехали и дети Николай, Любовь и Евгения. Отец работал бухгалтером на мерзлотной станции. 26 февраля 1938 года его арестовали. Обвинили в том, что в годы гражданской войны он  служил у атамана Семёнова, участвовал в боях с  красными партизанами.  Он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 15 октября 1938 года в Красноярске.  Только в мае 1989 года прокуратурой Красноярского края  Михаил Павлович Хлебников был реабилитирован.

Видимо, его жена впоследствии была замужем за отцом Вениамина Шумкова, поскольку он писал, что воспитывался у мачехи, а Евгения Хлебникова  стала его сводной сестрой.

Но, возможно, что не всё складывалось именно так, поскольку в  «Книге памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье» том 1, Чита, 2000, с. 25, откуда размещены сведения на сайт «Красноярский мемориал»,  говорится, что мать  семейства Хлебникова Наталья Петровна,  1896 года рождения, умерла в 1935 году.

Если бы встреча бывших игарчан – прозаика и его одноклассницы состоялась, кто знает, может быть, и их судьба была изложена в одном из  художественных произведений, основанных, как мы знаем, на реальных судьбах людей и событиях, происходящих в стране.

Не уверена, что живы сегодня сёстры Хлебниковы, хотя, судя по наличию   брачной фамилии – Веретенникова – у Евгении Михайловны могли быть дети, внуки. Возможно, они живут в Барнауле, может быть, в их семье хранится присланное им письмо Виктора Петровича Астафьева. Вновь, надеюсь, на положительный результат поиска.

А пока, прежде, чем перейти, к изложению других писем, присланных игарскими детдомовцами Виктору Петровичу, убедительно рекомендую: Читайте Астафьева!

Сканы снимков из первого издания книги «Мы из Игарки»,  из книги «Мы из Игарки»: недетская судьба детской книги»; фотографии города  взяты с сайта Одноклассники.



Читайте также:

Оставьте свой комментарий

4 комм.

  1. says: Лариса

    Здравствуйте, меня зовут Зубина Лариса, я дочь Шумкова Вениамина Прокопьевича. Если для Вас важно, то я могу ответить на некоторые вопросы, поставленные в Вашем блоге.

    1. Лариса, конечно, очень важно. Ищу всех, с кем Виктор Петрович состоял в переписке. Хотелось бы знать, как сложилась судьба Вениамина Прокопьевича. В этом году отмечается 90-летие газеты «Коммунист Заполярья». Пишем историю газеты, и поэтому тоже ваш папа нас интересует. Хотелось бы узнать, сохранились ли у вас письма Виктора Петровича, присланные им книги. Но, давайте, перейдем на общение в рамках личной переписки. А всем, кто тоже откликнется, напоминаю, в нижнем углу сайта есть мой электронный адрес.

  2. Здравствуйте! Меня зовут Алексей Пичугин, я правнук Елизаветы Андреевны Пичугиной, начальника наборного цеха газеты. Рад был увидеть в книге Памяти записи о деде и прадеде. Написал письмо на указанный email, не доставлено. Продублировал в facebook. Буду рад продолжить общение. Спасибо

Leave a comment
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.