Не знает сердце середины, или 5-й приезд Виктора Астафьева в Игарку

Теперь, когда в жизни Виктора Астафьева, написана последняя глава, и можно проанализировать все этапы его деятельности вплоть до самой смерти, пятый приезд Виктора Астафьева в город его детства летом 1989 года следует назвать визитом триумфатора.

И это действительно так. Писателю 65 лет. Он чрезвычайно популярен в нашей стране. Его произведения многотысячными тиражами издаются не только в странах социалистической ориентации – Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Китае, но и в Японии, Германии, Финляндии, Франции и других.

Не знает сердце середины

Каждое новое произведение Виктора Петровича становится ярким событием в литературной жизни страны. Начавшаяся формироваться еще в средине пятидесятых рассказами из серии «Страницы детства» повесть «Последний поклон» издается уже трехтомником. В повествовании все выстрадано, все достоверно, сам автор называет повесть своей Заветной книгой, по его словам, «самой большой и неизбывной его любовью».

Герои хоть и художественного произведения, в том числе и сам автор, узнаваемы. От этого книга становится более популярной не только в Сибири, Игарке, где автор провел свое детство. Свою судьбу с судьбами героев повести при чтении сверяют российские читатели, находя общие с собой черты, схожесть в поведении, сопричастность к историческим событиям – коллективизации, репрессиям, войне, строительству мирной жизни, увядающему деревенскому укладу. Тоже происходит и с набирающей популярность у читателей «Царь-рыбой».

Изменилось, кардинально изменилось отношение редколлегий московских журналов к публикации произведений писателя. Мы помним, как некогда их месяцами задерживали, требовали корректировки, а то и сами сотрудники редакций безбожно «кроили» к примеру, «Кражу» или «Царь-рыбу». Теперь астафьевские рукописи не просто сразу идут в набор, редколлегии журналов, подводя итоги года, даже премии Астафьеву начали присуждать. Правда, до полного издания «Царь-рыбы» в авторском варианте остается еще несколько лет. Запрещенная к публикации глава «Норильцы» «встанет на свое место» в тексте только в 1990, но все-таки раньше, чем было обещано автору срока — опубликовать ее лишь спустя двести лет. В 1997 году Виктор Петрович скажет, что «Царь-рыба» выдержала уже более ста изданий.

В 1988 году В. П. Астафьев завершает почти четырехлетнюю работу над повестью «Зрячий посох» — литературными мемуарами о дорогом ему учителе, критике и друге А.Н.Макарове.

astfiev_viktor_5-2

По произведениям Астафьева снимают художественные фильмы. Их список внушителен и свидетельствует о популярности автора. Режиссер Булат Мансуров по повести «Перевал» создал фильм «Сюда не залетали чайки». Мелодраму-притчу «Таежная повесть» по книге «Царь-рыба» снял режиссер Владимир Фетин с актерами Михаилом Кононовым и Евгением Киндиновым в главных ролях. Украинский кинорежиссер Артур Войтецкий сделал по мотивам рассказа «Тревожный сон» мелодраму «Ненаглядный мой», а на основе «Последнего поклона» — военную драму «Где-то гремит война».

В соавторстве с Евгением Федоровским Астафьев и сам пишет киносценарий «Не убий».

Однако, надо заметить, большого успеха у зрителей фильмы, основанные на произведениях Астафьева, не имели. Богатый, самобытный язык – главная ценность книг – нелегко передать киношными сценами. Исключение, пожалуй, составляет лишь картина «Звездопад» режиссера Игоря Таланкина с Аллой Демидовой, Петром Федоровым и Дарьей Михайловой в главных ролях. Но все-таки упоминаю о фильмах, чтобы доказать, каким интересом произведения нашего земляка пользовались в 70-80-е годы в киноиндустрии. Говоря современным языком, Астафьев того времени был своего рода брендом в культуре.

Спектакли по произведениям Астафьева шли на сценах московских театров: в Театре имени Моссовета в «Печальном детективе» главную роль милиционера Сошнина исполнял Виталий Соломин. «Сон о белых горах» по роману «Царь-рыба» ставили на сцене Малого театра. Обе пьесы были написаны другими авторами, но и сам Астафьев пробовал свои силы в драматургии. Еще живя в Вологде, он написал пьесы «Черемуха» и «Прости меня». Драму «Прости меня» инсценирует Московский детский театр. Спектакль «Не убий» входит в репертуар Красноярского краевого драматического театра имени А.С.Пушкина, а пьесу «Черемуха» играют на сцене Минусинского драматического театра.

Произведения Астафьева перекладывают на музыку. По мотивам повести «Пастух и пастушка» композитором Аркадием Нестеровым была создана опера «Современная пастораль». Впервые она была поставлена в Горьком (теперь город Нижний Новгород), писатель сам ее слушал и был доволен. Красноярским композитором Олегом Меренкуловым создана и неоднократно исполнялась симфония «По прочтении В.Астафьева».

Виктор Астафьев

Виктор Петрович становится первым участником передачи на Центральном телевидении в популярном тогда цикле «Творческие встречи в Останкино». О нем и его творчестве начинают снимать документальные фильмы. Более двадцати лет длилась дружба Виктора Петровича Астафьева с санкт-петербургским кинодокументалистом Михаилом Литвяковым. В 1984 он снял свой первый (из четырех) фильмов о нем: «Виктор Астафьев».

К 65-летию писателя в Красноярске выходит фотоальбом «Виктор Астафьев. Во глубине России». Многие московские и сибирские художники считают за честь написать его портрет.

К Астафьеву потянулись популярные личности. К нему в Овсянку приезжал актер Валерий Золотухин. Долгие годы дружбы связывают писателя с артистами Львом Дуровым, Михаилом Ульяновым, Анатолием Папановым, Георгием Жженовым, композитором Г.В.Свиридовым. Знаменитый московский композитор Кирилл Молчанов, автор множества популярных песен, в том числе и шлягера «Огней так много золотых», хотел даже поставить оперу по повести «Печальный детектив». И хотя Виктор Петрович не очень-то ясно представлял, как ее можно воплотить в музыкальное произведение, согласие композитору все-таки дал.

Имел успех писатель и на общественном поприще – он депутат Красноярского краевого Совета, секретарь правления Союза писателей РСФСР, член правления Союза писателей СССР.

«Читатели поддерживают меня, и издатели, слава Богу, в обиду не дают. Почта возросла и какая почта. Живем мы и народ наш жив!», — так пишет Виктор Петрович в одном из писем того времени.

Виктор Астафьев

Новый 1989 год начался для Астафьева известием о выдвижении его кандидатом в народные депутаты СССР от территориального избирательного округа, куда входила Игарка. Его фамилия была названа 4 января на собрании трудового коллектива сплавной конторы. Капитан-дублер Николай Алексеевич Адамский тогда так охарактеризовал писателя: «Виктор Петрович Астафьев – это человек с активной жизненной позицией, его глубоко волнуют экологические проблемы края, нравственное здоровье общества, вопросы социальной справедливости».

Инициативу выдвижения Астафьева поддержали также игарские гидрографы и красноярские коллективы политехнического и инженерно-строительного институтов. Но быть депутатом Виктор Петрович не предполагал, и со ссылкой на состояние здоровья, заявил самоотвод. Однако, он все же был избран депутатом высшего органа страны от Союза писателей СССР. На писательском пленуме собратья по перу убедили его не отказываться, видя, как и земляки, в лице Виктора Петровича стойкого защитника своих интересов в стране, которая, казалось, в конце 80-х вступила на путь демократии.

Удостоверение депутата В.П.Астафьева
Удостоверение народного депутата В.П.Астафьева. Красноярский краеведческий музей.

Между тем в семье Астафьевых произошло трагическое событие. Скоропостижно, не дожив до сорока лет, 19 августа 1987 года от ишемической болезни сердца умерла дочь Астафьевых Ирина, оставив на попечение уже пожилых родителей малолетних детей: двенадцатилетнего Виктора и четырехлетнюю Полину. Астафьев буквально ранен этим известием, летит в Вологду, привозит гроб и хоронит Ирину на деревенском кладбище в Овсянке, а вскоре перевозит в Сибирь и внуков.

«Кажется, еще никогда так трудно не заставлял себя начать работать, — пишет Виктор Петрович в конце января 1989 года ставшему уже близким к семье литературному критику Валентину Курбатову. «Но натура все же мужицкая, заставил, написал…» В столь нелегкое время он начинает работу над военным романом. В том же письме он делится с Курбатовым информацией о том, что летом собирается в путешествие по Енисею – на юбилей Игарки.

Руководителю иркутского издательства Светлане Асламовой он тоже написал буквально перед отъездом: «Днями я опять уезжаю. На этот раз на теплоходе, в Игарку (ей 60 лет), и, может, удастся отдохнуть, давно мне этого не удается сделать», — и с горечью дальше добавляет: — «И чаще ни дела, ни отдыха».

Теперь Астафьевы едут всей семьей – с женой Марией Семеновной и внуками. Перед посадкой на теплоход «Антон Чехов» возникает неприятный инцидент, одна из двухместных кают, где они планировали ехать попарно, оказывается запроданной дважды. Виктор Петрович обескуражен, переселиться в другую, свободную, даже более комфортную, он не хочет. Мария Семеновна в слезах, собирается с детьми вернуться… Но капитану Ивану Марусеву удается уладить ситуацию, а заодно, и стать другом Астафьевых на долгие годы. Путешествие начинается.

На пути теплоход сделал остановку в Туруханске, и писатель встретился с журналистами районной газеты «Маяк Севера».

В Игарку теплоход прибыл 19 июля. Игарчанам памятна шутка Петровича прошлых лет: «Пока лето доберется до Игарки, оно поизносится в пути, поистреплется, но здесь к такому привыкли».

Виктор Астафьев
На этот раз лето было в самом разгаре, солнце светило ярко, досаждали только комары, впрочем, вспоминал Виктор Петрович, такой же гостеприимной была Игарка и в его приезд на 50-летие города.

Официально юбилей городу уже отметили, Астафьевы слегка припозднились, писатель был в Испании на международной книжной ярмарке. Но, на мой взгляд, отдельный приезд дорогого гостя должен был пройти гораздо теплее и торжественнее, чем в обремененный различными юбилейными мероприятиями период. И это было действительно так.

Мария Семеновна в Игарку приехала впервые. «Она часто болеет, да и внуки немало сил и здоровья требуют», — делился Виктор Петрович с корреспондентом газеты «Коммунист Заполярья» Тамарой Голдиной. – «Кто знает, удастся ли еще выбраться ей сюда, да и мне захотелось показать ей Игарку», — сказал он по приезду. Тогда же со страниц газеты объявили и о главной цели приезда писателя в город – отдых, отдых, и еще раз отдых, от городского шума и суеты.

Но отдых – понятие относительное. После встречи с родственниками, а тогда там еще оставались семьи сводных брата Владимира и сестры Галины, выезда на рыбалку, конечно же, прошла и встреча с долго ждавшими его горожанами – читателями и почитателями. В городской библиотеке имени Горького накануне была оформлена выставка его книг. А зал Дома культуры лесокомбината был переполнен – так много желающих собралось на встречу с ним 21 июля.

Виктор Петрович был в приподнятом настроении, несмотря на приглашение устроителей, запретил Марии Семеновне подняться с ним на сцену, дескать, еще чего, пусть сидит в зале…

Виктор Астафьев
Мероприятие началось с торжественного момента – чествования Виктора Петровича в качестве Почетного гражданина города Игарки. Решение об этом было принято исполкомом городского Совета накануне, а церемонию вручения удостоверения и памятной ленты провели заместитель председателя горисполкома Виктор Иванович Харитонов и секретарь горкома партии Зоя Ивановна Англеева.

Два часа длилась встреча. Игарчан интересовали не только творческие вопросы. Им непременно хотелось услышать из первых уст, о чем говорил Виктор Петрович на встрече с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, совмещавшим в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Верховного Совета СССР. Поделился Виктор Петрович Астафьев и своими впечатлениями о работе съезда народных депутатов и об идущих в стране перестроечных процессах. К чести журналистов, на этот раз им удалось записать на магнитофон полную стенограмму встречи, а затем, расшифровав ее и слегка подредактировав, в одном из номеров газеты дать целых разворот. Желающие и сегодня могут прочесть в номере за 29 июля 1989 года репортаж под названием «Жить достойно».

Я была на этой встрече, и мне казалось тогда, что писателя больше расспрашивали о творческом процессе. В стенограмме же акцент сделан на политические моменты. Отображены ответы писателя на волновавшие жителей в тот момент вопросы, к примеру, о могильнике радиоактивных отходов, о полемике между московскими журналами, о депутате Андрее Сахарове. Спросили игарчане и об его отношении к приехавшим накануне в Игарку забрать останки родных, захороненных на местном кладбище, литовцам. Помню, что положительно отозвавшись об инициативе литовцев, Виктор Петрович сказал тогда и о том, что по сравнению с ними у русских горя – целый океан. И добавил: «За что я люблю Игарку, — за ее долготерпение».

А на вопрос, почему не дали выступить на съезде Сахарову, ответил: «Никто, наверное, столько не выступал, как Сахаров…. К сожалению, погнавшись за такими выступлениями, как Сахарова, Ельцина и других, многие не заметили потрясающих, эпохальных выступлений А.Лиханова, О.Сулейманова, Ю.Власова… Самое потрясающее выступление – выступление А.Лиханова, в котором сказано, что у нас за один год убито 1700 детей и 2200 покончили жизнь самоубийством. Братцы, мы до какой степени дожили! Это не говоря о том, что у нас миллион с лишним сирот, что у нас часть и большая детей – дебильные. Детство, будущее наше, на котором мы стоим ногами, оно в очень тяжелейшем состоянии. Ни разу не получил вопроса: «Как вы относитесь к выступлению Лиханова?» Вот бы меня о чем спросили, я бы уважал такую аудиторию».

Впервые очень откровенно и доверительно, как и подобает при встрече с близкими и родными ему людьми, писателю хотелось поведать и о своем детстве в Заполярье, и о фронтовом лихолетье, и об исковерканной временем и правительствами судьбе родственников: «В 1931 году, когда переселяли сюда спецпереселенцев, все мужики от 16 лет и дальше, были посажены в тюрьму. Из наших мест семьи ехали одни, без мужиков. Дяде моему одному едва исполнилось 16 лет, он был тут же посажен в тюрьму вместе с дедушкой. Первый, кто в родне нашей стал кормильцем и начал работать на игарской бирже – это дядя Ваня, которому было 14 лет. Он погиб в Сталинграде».

На память о той встрече у игарчан сохранилось много книг с автографами автора. Они передаются из поколения в поколение как семейные реликвии.

Мария Семеновна уезжала убежденной, что отдых на реке благотворно действует и на пожилых, и на молодых. И еще не раз она приедет в Игарку. Виктор Петрович уезжал тоже вдохновленный. Впереди была Америка, встречи с учеными, конгрессменами, участие в международной конференции и главное, ему удалось купить там флакончик черных чернил, которыми так легко писалось. Уже к концу ноября Астафьевым было написано 140 страниц военного романа.

Виктор Астафьев
В ноябре в Красноярске, на доме 23 по улице Декабристов, где долгие годы жил с семьей поэт Игнатий Рождественский устанавливается мемориальная доска. Виктор Петрович принимает участие в церемонии, ведь Игнатия Петровича он считает своим игарским учителем, первым из тех, кто заметил и одобрил его литературные способности.

И еще одно из событий 1989 года стало для писателя знаковым. 21 августа 1989 года председатель Верховного Совета СССР Михаил Сергеевич Горбачев подписал Указ Президиума Верховного Совета о присвоении звания Героя Социалистического Труда В.П.Астафьеву с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность. Наш земляк стал Героем Советского Союза.

astfiev_viktor_5-8
Добавлю, что в 1994 году Астафьев получил звание «Почетного гражданина города Красноярска», в 1997 году – города Чусового, в 1998 – стал «Почетным гражданином Пермской области».

Но игарчане и здесь оказались первыми, по достоинству оценив литературную и общественную деятельность земляка: «Почетным гражданином» нашего города мы назвали его гораздо раньше других. И я горжусь, что моя подпись в качестве секретаря исполкома горсовета стоит под этим решением. Но настоящее знакомство с легендарным писателем, переросшее в дружбу с его семьей, было еще впереди.

На снимках В.П.Астафьев в звании «Почетного гражданина города Игарки», с режиссером М.С.Литвяковым, с журналистами газеты «Коммунист Заполярья», с дочерьми И.П.Рождественского, номер туруханской газеты «Маяк Севера». Фото краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты», из фотоальбома «Виктор Астафьев. Во глубине России», фотокорреспондентов Тамары Голдиной и Владислава Силинского.



Читайте также:

Теги материала:
,
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.