Рядовые и генералы газетной полосы

Когда  в подаренном мне на День рождения уникальном нью-йоркском года издании на английском языке книги Питера Смоллета Смолки «40000 против Арктики. Российская полярная империя» я увидела фотографию мальчишек, продающих газеты на улицах  построенного в дереве города, я ни минуты не сомневалась. Это Игарка. А газета, которую любезно предлагают прохожим  — «Большевик Заполярья» —  прародитель современных  «Игарских новостей».

Книга была  издана в 1937 году. Её название «Сорок тысяч против Арктики» подразумевает количество живущих в Арктической зоне Советского Союза людей, о которых  правдиво рассказал автор.  Но мои игарские друзья, которые регулярно тусуются в социальных сетях, куда я разместила фото, усомнились в его причастности к нашему городу.  Вроде, и город деревянный может быть Игаркой. Но слишком уж не ординарен факт продажи газет на улице в социалистическом городе.

Я начала поиск, как всегда, он оказался успешным.

В 1987 году, когда город готовился отмечать пятидесятилетие  выхода в свет первого издания книги «Мы из Игарки» в адрес поисковой группы школьников, объединённых тогда руководителем городской радиоредакции Марией Мишечкиной, пришло письмо от бывшего игарчанина Виталия Иосифовича Пенкина. Он не был автором книги, а имя его брата Федосия,   было записано в ней с искажением как Фёдор. Но вот что главное для себя я прочла из того письма, опубликованного на 48 странице, изданной журналистами М.В.Мишечкиной и А.И. Тощевым книги «Мы из Игарки»: недетская судьба детской книги». Действительно, —  пишет Виталий Иосифович, —  они жили в то время в Игарке, только брату было в 1935 году двенадцать лет, а Виталий был на пять лет его моложе. «Мы приехали в Игарку в 1932 году, отец Иосиф Тимофеевич работал главным бухгалтером в газете. Летом мы часто торговали местной газетой. Она печаталась на разных языках. Мы бегали с газетой по причалу и кричали: «Кому газету, кому газету…» Иностранные моряки охотно её покупали. Бывало, что нам разрешали подняться и на корабль». Ух, ты, здорово!

Таким образом, я одержала верх над своими земляками-оппонентами в споре: газета в Игарке действительно продавалась на улицах города, а не только распространялась подписчикам по адресам. Но изображен ли на снимке Федосей Пенкин, я  до конца не уверена. Его младший братишка пишет дальше: «Наша главная забота была – как можно раньше попасть в типографию. Там всегда была очередь. Но нам с Калачинским это нетрудно было сделать – наши отцы работали в редакции».

Значит, на снимке мог быть изображен и Валентин Калачинский – ещё один автор книги. Он был на год младше Федосея, но тоже подходит по возрасту к изображённому на фото продавцу газеты.

Валентин Алексеевич Калачинский стал профессиональным журналистом, и истоки его профессии заложены именно в детском возрасте. Рассказ, который он написал для книги,  интригующе назван «Спали они в духовке», но занимает всего семь с половиной строк: «Мы купили маленькую свинью. Я за ней ухаживал, менял подстилку, помогал мыть и кормил её. Она выросла хорошая и привыкла к нам сильно. Назвали мы свинью Мишкой. Когда позовешь её по имени, она бежит, как ручная собака. Мишку я подружил с Василием Ивановичем — маленьким котёнком. Баловник-котёнок очень любил кататься на Мишке: заберётся к нему на спину и сидит, а Мишка бегает по комнатам. Свинья и котёнок спали вместе в духовке».

Отец Валентина – точнее его отчим, давший мальчику фамилию и отчество – действительно работал в газете «Северная стройка», которая с  1 июля 1935 года начала называться «Большевиком Заполярья».  И тогда, и даже сейчас, когда уже исторически всё расставлено по полочкам,  игарская газета остаётся уникальной, и по праву могла быть занесена в Книгу рекордов. Несколько аргументов на этот счёт. Она выходила ежедневно,  большим форматом, её тираж  составлял 3250 экземпляров.  Газета руководила 85 стенными газетами. Количество рабселькоров «Большевика Заполярья» составляло 500 человек.  За год в газету поступило  от них 1700 писем. Об этом говорилось в вышедшем к пятилетию газеты — 5 мая 1935 года —  юбилейном номере.  Газета издавала маленькие печатные многотиражки «На штурм Карской», «Ударник выкатки», «Стахановец лесозаводов», «За 300!» и другие, часть материалов в ней печаталась на английском языке.

Именно в газете «Большевик Заполярья» был размещён раритет мирового значения. 14 апреля 1939 года в ней  была опубликована статья Первенцева «Литературное творчество игарской детворы». Это  был обзор выпущенных в школах литературно-художественных журналов «Молодость» школы № 9 и «Юность» школы № 12.  Бесценный с точки зрения истории документ, сохранившийся, возможно, в единственном экземпляре – первое упоминание о будущем великом писателе Викторе Петровиче Астафьеве и первое  его литературное произведение —  стихи.

«Маленькое оригинальное стихотворение «Игарка» поместил в этом же журнале ученик 5 класса Астафьев. Он пишет, что на месте Игарки только ещё несколько лет назад было «мёртво и тихо», «ночи озаряло светлым сиянием» и «дремала река». Стихотворение заканчивается словами:

Теперь посмотрите: умчались те годы,

Теперь непреклонные большевики

Здесь строят театры, школы, заводы,

И ходят из всех государств корабли».

С августа 1935 года по 10 апреля 1937 года редакцией «Большевика Заполярья»  издавалась специальная детская газета «Пионер Заполярья», её редактором был Борис Верёвкин,  а пионерским  корреспондентом работал по началу Валентин Калачинский.  При редакции «Пионера Заполярья» собрался талантливый пионерский актив: юные художники, фотографы, корреспонденты. Газета публиковала заметки С.Перевалова, В.Бутусова, фото Б.Иванова и К.Тюменцева, рисунки М.Шевлякова, Ф.Дзюбы, А.Мосина. «Вся редакция, — писал впоследствии ещё один автор книги «Мы из Игарки» Степан Перевалов, — размещалась в кабинете редактора. Здесь после уроков собиралась детвора всех школ, было всегда людно и шумно».

Именно в редакции детской газеты и родилась и успешно реализовалась идея создания книги «Мы из Игарки», одним из авторов которой и стал Валентин Калачинский. Кроме него  и Степана Перевалова на постоянной основе в редакции «Большевика Заполярья» некоторое время работал ретушёром Фёдор  Фёдорович Дзюба, ставший впоследствии главным художником киностудии имени М.Горького в Москве.  Любой из них мог быть не только сотрудником редакции, но и распространителем газеты – героем снимка Питера Смолки.

Но вернёмся к судьбе Валентина Калачинского. В Игарку он вернулся вновь уже став инвалидом войны – ему была ампутирована левая рука. Прилетел на самолёте из Красноярска 9 апреля 1944 года и  сразу пошёл в горком комсомола встать на учёт. Зашёл  попроведать редактора газеты. Екатерина Ефремовна Шилова мучилась с выпуском газеты одна. Так Валентин  стал  работать в штате редакции ответственным секретарём и единственным корреспондентом в газете. А после войны, окончив в Свердловске  Уральский государственный университет, избрал для себя профессию  журналиста и достиг в карьере определённых высот. С 1953 года игарчанин Валентин Алексеевич Калачинский  был  собкором  «Комсомольской правды» в Красноярском крае, потом в Кемерово.   В его послужном журналистском списке  собкор   «Советской России» в Кемерово,  а потом почти на два десятилетия заведующий отделами промышленности и транспорта, тяжёлой индустрии в газете «Кузбасс». Общий журналистский стаж Валентина Калачинского, которого, к сожалению, уже нет среди живых, составляет более сорока лет.

Игарка 30-х и 40-х годов была настоящим полигоном для старта многих талантливых людей. Ответственным редактором работал Леонид Филатов, возглавивший потом  краевую газету «Красноярский рабочий». Сосланный на Север, но принятый на работу в газету фотокорреспондентом  Степан Осипович Малобицкий, чьи фото остались в историческом архиве города, тоже с  1937 года печатался в газете «Красноярский рабочий». А в годы войны  он уже собкор  фотохроники ТАСС по Красноярскому краю и Восточной Сибири.

Ответственным секретарём в игарской газете в военное время работал и известный сибирский поэт Казимир Лисовский. А другой известнейший поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский – учитель словесности в игарских школах так вспоминал об атмосфере, царившей в редакции заполярной газеты: «Как сейчас вижу непоседливого и неутомимого Анатолия Климова, так много сделавшего для создания увлекательной книги «Мы из Игарки», Сашу Крюкова, Леонида Филатова. Общение с ними всегда радовало и укрепляло волю. Посещение редакции стало для меня необходимостью. Трудно было прожить без того, чтобы не потолковать с товарищами, не поделиться творческими замыслами. Любое поручение редакции всегда выполнялось с большим желанием. Любое задание я для себя считал обязательным. Это был долг сердца и без этого жизнь становилась беднее». (И.Рождественский  «Моим друзьям – лучшие пожелания», «Коммунист Заполярья» 13 марта 1958 года),

Игнатий Дмитриевич  в процитированной выше заметке спешит поделиться с читателями  увиденным: «Как-то недавно мне довелось быть по делам службы в Челябинской области, в степном городе Троицке. Я долго стоял перед табличкой с названием улицы в центре города. Улица носила имя рано ушедшего от нас Анатолия Климова, уроженца Троицка, и это было признанием его заслуг перед земляками».

Анатолий Климов работал  в штате редакции газеты «Большевик Заполярья» в должности разъездного корреспондента с 1 апреля 1936 года. Он и считается организатором издания книги игарских школьников.

Как известно, Игнатий Рождественский, будучи педагогом, печатал свои первые стихи в  нашей газете, присылал их для публикации и уехав из Игарки. Среди них  широко известные  «Игарка», «Полярные лоцманы» и ныне забытые: «Письмо мужу», «На охоте», «Светлой памяти Чкалова», «Марыля», «Игарским большевикам», «Горные стрелки»,  «Лесорубы». Себя в одноимённом стихотворении он называет «рядовым газетной полосы». Но и он, и многие из тех, о ком я рассказала сегодня, в своей области доросли до генералов. Согласитесь со мной.



Читайте также:

Оставьте свой комментарий

1 Комментарий

  1. Хочется верить но этого я не читал.То что у иностранцев покупали носки жвачку и нейлоновые рубашки сам грешен. Летом подрабатывал на бирже вязали пучки наметельника.

Leave a comment
Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.