Казалось бы, все читающие рассказ Виктора Петровича Астафьева давно знают о том, что это озеро названо по имени его литературного героя Васютки, и тщетно искать его на карте Игарского района. В одном из своих краеведческих очерков я попыталась всё-таки установить точное название озера, на котором рыбачил мальчишкой Виктор Петрович. Предполагала, что отправиться на рыбалку он мог из посёлка Карасино, где гостил летом у отца. В окрестностях Карасино озера с названиями Лебяжье, Щучье, Тайменье, Окунево, Карасино. Возможно, мальчонкой он заночевал на одном из них, рассуждала я. Рассматривала варианты «прообраза» и из названий других озёр – Маковского, Кетского. Хотя и сомневалась в возможности попасть туда подростку, но упомянула, поскольку факты рыбалки на этих водоёмах писателя исторически достоверны.
В документальном биографическом очерке «Сопричастный» писатель упоминает о рыбалке на озере «Маковское». Но оно находится на значительном удалении от Игарки и от Карасино, и вряд ли подросток мог дойти до него пешком. В свой последний приезд в Игарку мы летали на вертолёте на озеро Кетское (Хетское), и об этом одна из последних написанных автором затесь «Прощай, Кетское озеро». Хотя и недалеко оно от Игарки, но всё-таки 15-минутный полёт на вертолёте для идущего своим ходом значителен. Так что, написав однажды очерк «Как найти «Васюткино озеро?» я окончательно на вопрос не ответила.
Люблю читать старые игарские газеты. Правда, материал, на который я буду опираться в дальнейшем, не такой уж и старый – всего каких-то три десятка лет с небольшим. Посвящён он не Виктору Петровичу, а его учителю Игнатию Дмитриевичу Рожественскому (10 ноября 1910 – 3 июля 1969 года). Известный в городе краевед Леопольд Антонович Барановский в очерке «Памяти поэта» под рубрикой «Страницы истории» в газете «Коммунист Заполярья» за 17 марта 1987 года рассказывает о поэте, который «жил, работал среди нас, воспевал наш город и его людей», был учителем словесности в классе у Виктора Астафьева.
Я была знакома лично и с Леопольдом Антоновичем Барановским , и с другим краеведом — Павлом Алексеевичем Евдокимовым. В те времена, когда ещё не было компьютеров, куда всегда можно занести ставшую вам известной информацию, они хранили магнитофонные ленты, делали выписки из ставших им известными источников на бумажные карточки. Весь фактический материал краеведы десятилетиями сохраняли в рукописном виде и использовали для написания очерков для городской газеты.
Став известным писателем в 1979 году впервые после двадцатилетнего отсутствия Виктор Петрович Астафьев побывал в городе детства. Был приглашён на празднование пятидесятилетия города, встречался с читателями. Полномасштабного интервью с ним в городской газете тогда опубликовано не было. Видимо, за чередой юбилейных мероприятий как-то об этом не подумали, хотя на местном телевидении он выступал. Но тогда видеозаписи ещё не существовало, всё шло в прямом эфире.
Однако, зная скрупулезность и дотошность моих коллег, полагаю, что магнитофонная запись телевизионного, либо иного выступления Астафьева перед игарскими читателями у Леопольда Барановского могла быть. Иначе бы в очерке о Рождественском нужный нам эпизод он изложил бы авторским текстом. А он заключил его в кавычки – значит, владел точной зафиксированной речью писателя Астафьева перед земляками.
Цитирую этот пассаж полностью: «Мне часто задают вопрос о том, как я стал писателем. И всегда я отвечаю (это прозвучало на многих встречах с читателями), что этим я обязан преподавателю литературы игарской школы № 12 Игнатию Дмитриевичу Рождественскому. Я никогда не забуду урок, который был посвящён нашим сочинениям. Каждому из них он давал свою оценку. Но принцип у него был своеобразный: лучшие сочинения подвергались его анализу и оценке последними. И самым последним было моё сочинение. Вы, наверное, не представляете моего состояния. Волнение, смущение, гордость… В этом сочинении я рассказал о том, как провёл свой выходной день на рыбалке на Моргуновских озёрах и о пути туда через Гравийку. Он тогда сказал, что если я серьёзно буду к этому делу относиться, то добьюсь положительных результатов. Воспользовался я советом учителя довольно поздно, через тридцать лет. Но всем этим я обязан ему…»
Вот такая цитата, а в ней главное для нас – та знаменитая рыбалка, когда в памяти подростка родился рассказ «Жив», положенный в основу художественного рассказа «Васюткино озеро», была «на Моргуновских озёрах» и путь туда лежал через Гравийку.
Координаты Моргуновского озера обозначены как: 67°35’31″N 86°38’47″E.
Сравним, координаты города Игарки: 67°27’93″N 86°36’162″E.
И реки Гравийки: 67°39’13″N 86°54’11″E.
Озеро Хетское находится от Моргуновских озёр на настоянии 48 километров, озеро Маковское на расстоянии 104 километров, озеро Налимье на расстоянии 120 километров.
Действительно, это могли быть только Моргуновские озёра. И мой отец рыбачить ходил именно на эти озера, и Витёк Астафьев один ходил пешком именно туда.
Речка Гравийка — ближайшая к городу Игарке река, правый приток Енисея. Она небольшая по размеру, всего 45 километров. Впадает в Енисей напротив выходящего на время из воды песчаного острова, названного как Опечек, — любимого места отдыха игарчан в жаркие летние дни. На Опечке чувствуешь себя не хуже, чем на песчаном побережье южного моря. А на самой Гравийке, которая к средине лета обмелевает, точнее, на её берегах игарчане собирают грибы, ягоды.
В карьере, находящемся поблизости, богатом гравием, (и отсюда пошло название речке Гравийка) – ещё совсем недавно для строительных нужд города добывались песчанно-гравийные смеси. Когда в средине 50-х годов прошлого века карьер был открыт, предполагалось, что его объёмов хватит на сотни лет городского строительства. Ныне даже мост через Гравийку от города находится в аварийном состоянии и по нему рискованно проезжать на автомобилях.
Но для игарчан, идущих пешком через Гравийку на Моргуновские озера, мост удобен. Во время рыбалки Виктор Астафьева (1938 – 1941) его ещё не было.
Я далека от мысли о том, что на Моргуновских озёрах должен быть установлен какой-то памятный знак, связанный с тем, что здесь рыбачил Виктор Астафьев и именно оно описано в рассказе «Васюткино озеро». Но найденная мной совершенно случайно точная запись выступления Виктора Астафьева краеведом Леопольдом Барановским позволила пролить свет на события, которые по-праву можно считать историческими.
Читайте Астафьева!
Иллюстрация рассказа «Васюткино озеро», художник Н.А. Устинов, сборник детских рассказов «В тайге, у Енисея», издательство «Малыш», Москва, 1985 год; Виктор Астафьев и его давний друг игарчанин Виктор Карпович Сергейкин на рыбалке в Игарке, снимок из семейного архива игарчанина Александра Савельева; озеро Моргуновское – топокарта из интернета, речка Гравийка, фото Анатолия Казакова.