Немцы основательно готовились к войне: шили добротную военную форму, загодя пекли и упаковывали в пакеты буханки хлеба, предохраняя их от быстрого очерствения. Похоронные команды хоронили убитых фашистов. Красной Армии в первые дни войны приходилось отступать, оставляя незахороненными бойцов, принявших первый неожиданный удар, но стоявших насмерть на защите своей Родины и её столицы — Москвы.
Семья Заевых в деревне Юдино Ирбейского района Енисейской губернии была многодетной – подрастали четыре парня – Пётр, Ефим, Фёдор и Александр. Хозяйство у главы семьи Николая Капитоновича и его жены кулацким не было: одна лошадь. Но под косу репрессий они всё же попали – отправили семейство на Север, строить город будущего – Игарку. Оттуда, из Игарки, и был призван 15 августа 1939 года на действительную военную службу Ефим Николаевич Заев, 1919 года рождения, член ВКП (б).
Что можно понять, прочтя эти скупые строчки сегодня? Семья была восстановлена в избирательных правах, двадцатилетний Ефим, видимо, хорошо зарекомендовал себя на производстве, стал коммунистом. В очередной призыв получил повестку и его вместе с другими новобранцами торжественно проводили горожане на службу.
Говорят, что незадолго перед войной родителям Ефима разрешили выехать с Севера, вернулись они в родную деревню не вполне здоровыми, отец вскоре умер. Видимо, сказались суровые условия Заполярья, переживания, связанные с несправедливой высылкой и лишением имущества. Но это лишь мои предположения.
В Игарке остался жить старший брат Ефима — Пётр Николаевич и его жена Ирина Антоновна. К сожалению, больших сведений об их гражданской жизни я не имею.
Игарцы призыва 1939 года проходили воинскую службу на Дальнем Востоке. С началом Великой Отечественной войны 239 стрелковая дивизии выдвинулась на фронт. 7 ноября 1941 года в Самаре (Куйбышев) дивизия приняла участие в параде в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад принимали председатель президиума Верховного совета СССР М.И.Калинин и маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов. Спустя неделю после парада дивизия выгрузилась на железнодорожной станции Узловая (юго-восточнее Тулы) и фактически с колёс вступила в бой. В составе дивизии в должности орудийного номера воевал и наш земляк Ефим Заев.
28 июня 1942 года на фронт из Игарки был призван старший брат Ефима Пётр Николаевич Заев. Уезжая на войну, ничего о судьбе Ефима он не знал. Вскоре Ирбейский военкомат призвал на фронт и младших братьев: восемнадцатилетнего Александра и двадцатилетнего Фёдора. Жена Петра Ирина вернулась в Юдино.
В марте 43-ьего из противотанкового ружья сержант Пётр Заев подбил немецкий танк и заставил тем самым остальные фашистские «тигры» повернуть обратно. За этот бой сибиряк получил медаль «За отвагу». «Как лев, дрался с немецкими псами, проявив при этом храбрость, мужество и стойкость», — написал в наградном листе командир 2 мотострелкового батальона капитан Бугранов об участии Петра Заева в летнем бою за деревню Васильевка – Козловка. «Будучи командиром отделения, — говорилось в наградном листе, — сержант Заев мастерски руководил им в любой обстановке боя, а когда его бойцов почти всех вывело из строя, сам брал противотанковое ружье и стрелял по атакующим танкам». Заев сжёг ещё один немецкий средний танк, а когда вышел из окружения наседавших автоматчиков, уничтожил до 20 солдат и офицеров противника. Уничтожил и немецкий станковый пулемёт. Возможно, так мстил старший брат за своих братьев. На воинской гимнастёрке появился и орден Красной Звезды – самая почитаемая у солдат награда.
Тяжело раненым вернулся в родную деревню только Фёдор. В 1946 году он начал искать через военкомат братьев. Узнал, что Ефим пропал без вести в ноябре 1941 года, Александр умер от ран в октябре 1943, а Пётр пропал без вести в декабре 1943. От поколения к поколению все меньше и меньше рассказывали ветераны войны своим детям и внукам об участии в войне, словно берегли их.
К чести игарчан имена пропавших без вести Петра Николаевича и Ефима Николаевича Заевых занесены на мемориальный комплекс в Игарке.
И вот, спустя 76 лет, уже не сам Пётр, ни его дети, а только внуки узнали правду о своём деде и прадеде. 28 января 2018 года во время проведении выездной поисковой экспедиции на территории Новомосковского района Тульской области сводным отрядом бойцов поискового отряда «Штурм» при раскопках были обнаружены и эксгумированы останки 40 бойцов 239-й стрелковой (Сибирской) дивизии, погибших в бою в ночь с 26-го на 27-е ноября 1941-го года при прорыве из окружения в районе Сталиногорска (ныне Новомосковска).
Бои были жестокими. Это признавали впоследствии в военных мемуарах и командующий 2-й танковой армией противника Г.Гудериан, и командир 239-й стрелковой дивизии полковник Г.О.Мартиросян. Но и неравными. Фашистам удалось окружить наши войска, захватить свыше сорока орудий, некоторое количество автомашин и до четырёх тысяч пленных красноармейцев. Наши войска попали в окружение.
Недостаток боеприпасов и продовольствия, до 800 человек раненых бойцов заставили командира дивизии прорываться из окружения. В ночь с 25 на 26 ноября дивизия нанесла удар по селу Спасское и в течение трёхчасового боя уничтожила находившийся там немецкий полк. Было захвачено большое количество трофеев, включая полковое знамя. Тем временем, немецкие части вновь соединили кольцо окружения под Ольховцом, отрезав от главных сил дивизии авангардный 817-й стрелковый полк. В ночь на 27 ноября части нашей дивизии вторично прорвали кольцо окружения, уничтожив до двух батальонов пехоты, а в районе Гетмановки — штаб фашистской 29-й мотодивизии. Красноармейцами были захвачены штабные документы и карты. Главные силы 239-й сибирской стрелковой дивизии, оставив свою артиллерию и автотранспорт, вырвались из окружения и ушли на восток.
Разумеется, сотни наших солдат остались незахороненными… Не до окончания войны. На десятилетия…
«Это невероятная удача», — так говорят даже видавшие многое поисковики. Помогает в поисковых работах воевавший в составе дивизии ветеран войны. Он говорит, что помнит всё, как вчера, и правильно указал место расположения окопов. Но удалось отыскать лишь шесть «смертных» медальонов павших воинов. Маленькая металлическая капсула, куда ещё при жизни солдат вкладывал свои данные – фамилию, имя, отчество, время и место призыва, фамилию родственника и место его жительства.
К сожалению, только в четырёх из найденных удалось прочесть записи. И среди них: Заев Ефим Николаевич 1919 года рождения, уроженец деревни Юдино Ирбейского района Красноярского края, призванный 15.08.1939 Игаркинским ГВК Красноярского края (город Игарка). С родственницей Ефима Николаевича – внучкой его брата Анной Ивановной Коростелёвой связался комиссар поискового отряда Михаил Булдаков. Поговорила с ней и я.
Раскопки поисковики ведут с начала января. Продолжаются они и сейчас, несмотря на сложные погодные условия, интенсивное поступление грунтовых вод. Природа как бы запрещает тревожить покой усопших.
Обнаружено ещё 13 останков солдат и один медальон, к сожалению, оказавшийся пустым. Время не щадит клочки бумаги с последними данными о защитниках.
Отряд готов принять и любую помощь от заинтересованных лиц.
Пока не принято решение будут ли захоронены найденные останки воинов на их родине, либо будет сделан общий мемориал погибших.
В сей скорбный час нельзя говорить о радости случившегося, скорее, о чувстве справедливости. Жизнь отдана не зря, и почести должны быть отданы соответствующие.