О Надежде Курченко знают в нашей стране и стар, и млад…
Так начинался мой репортаж в газете «Коммунист Заполярья» 23 января 1975 года. Девятнадцатилетняя стюардесса Надежда Курченко была убита террористами отцом и сыном Бразинскасами, пытавшимися 15 октября 1970 года в полете захватить пассажирский рейс Батуми-Сухуми-Краснодар и заставить экипаж лететь в Турцию. Она хотела быть педагогом, готовилась поступать в педагогический институт. Надежда Владимировна Курченко посмертно награждена орденом Красного Знамени. Ее имя присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога…
Читаем архивный материал дальше.
…Имя отважной комсомолки занесено в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ. «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей» — так гласит формулировка. Мгновением подвига закончилась жизнь отважной бортпроводницы, вступившей в схватку с вооруженными бандитами, пытавшимися захватить пассажирский лайнер.
Родная страна, молодежная организация, вручившая ей комсомольский билет, воспитали в ней лучшие качества характера – самоотверженную любовь и преданность Родине.
В конце прошлого года (имеется в виду 1974 год) в Игарскую среднюю школу № 9 в пионерский отряд, носящий имя Нади Курченко, пришло письмо из города Ижевска. Ребят пригласили принять участие в слете, проводимом ежегодно в день рождения отважной комсомолки. Сегодня мы знакомим вас с коллективным рассказом участников слета, учащихся 8 «а» класса. Встреча с ними прошла в горкоме комсомола.
Теперь ребята уже комсомольцы, комсомольской группе 8 «а» присвоено переходящее Красное Знамя комитета ВЛКСМ школы.
Нина Бердникова: Каждый год мы проводим сборы, посвященные Надежде Курченко. Прочитали много журналов и газет, где рассказывалось о ее жизни и подвиге, учили наизусть стихи о ней. Нам было дорого каждое сказанное о ней слово, хотелось знать подробнее о каждом дне ее короткой жизни. И мы написали письмо Надиной маме — Генриетте Ивановне. Ответ пришел не сразу. Его прислали члены Совета музея имени Надежды Курченко из города Ижевска. И еще в конверте было приглашение на слет отрядов, носящих имя героини. Такие слеты проводятся, начиная с 1971 года, в день рождения Нади. Она родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края.
Н.М.Макурина: Нас, отправившихся в Ижевск на слет, было десять человек. Пионерский отряд, а ныне комсомольскую группу имени героини, представляли Наташа Николенко, Таня Разманова, Нина Бердникова, Женя Букин, Коля Киселев, Володя Рябов, Саша Немков, Виталий Шиповский и Женя Семенов.
Женя Букин: На слет прибыли делегации из разных городов страны – Херсона, Керчи, Воткинска (город в Удмуртской АССР), из села Тасеево Красноярского края… Всех, пожалуй, и не перечислишь. Организовали и провели слет ребята из школы юных летчиков города Ижевска.
Наташа Николенко: Ребята из школы юных летчиков свято хранят память о Наде. На слете они рассказали нам о ее жизни, интересах, увлечениях, стойкости и решительности в ее последние минуты жизни – минуты подвига. И мне в это время подумалось, да и не только мне, а, наверное, всем сидящим в зале: «А я так смогу?».
В президиуме слета сидели мать Нади – Генриетта Ивановна, штурман Ан-24 В.Н.Фадеев, директор школы, где училась Надя, и другие почетные гости.
Ребята из различных городов привезли сувениры и памятные подарки учащимся школы юных летчиков и Г.И.Курченко. Юные летчики тоже подарили каждой делегации сувенир. Нам – макет самолета Ил-18.
Женя Букин: В Ижевске мы очень подружились с ребятами из других делегаций, обменялись с ними адресами. А с ребятами из села Красногвардейского Ставропольского края мы не разлучались. Вместе были на всех экскурсиях, встречах, в музее.
Таня Разманова: Если уж разговор зашел о встречах, то самой важной для нас была встреча с матерью Надежды в аэропорту Ижевска. Часто думая о Наде, мы пытались представить себе: какая она, мать, воспитавшая героиню.
Какая же она? Генриетта Ивановна оказалась очень похожей на наших мам, провожавших нас в Игарке. И всем девчонкам на слете хотелось подойти к ней, обнять, чтобы не было ей грустно на Дне рождения дочери.
Володя Рябов: А из гостиницы во Дворец на слет мы ехали в одном автобусе с Виталием Николаевичем Фадеевым, только мы тогда еще не знали, кто он.
Наташа Николенко: А мне еще запомнилась встреча с директором школы, где училась Надя. Он рассказал нам о ее школьных годах, пригласил посетить школу, посмотреть дом, поселок, где провела она свое детство.
Таня Разманова: Над нашей делегацией шефствовали ребята из школы юных летчиков и школы № 65. Благодаря их хлопотам и заботам нам удалось посмотреть в цирке показательные выступления чемпионов мира по спортивным танцам на льду Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, концерт вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы».
Коля Киселев: А вы помните «Огонек дружбы»?
Таня Разманова: Он и вправду стал «Огоньком дружбы». Оторвав лепесток «василька», наша делегация должна была сплясать полечку. И мы ее исполнили вместе с нашими новыми друзьями из школы юных летчиков.
Коля Киселев: Я хочу рассказать о самой школе юных летчиков. После занятий в дневных школах семьсот мальчишек и девчонок в форме голубого цвета, пилотках, съезжаются со всех концов города в этот дом. Здесь необычные наглядные пособия – тренажеры, парашюты, радиокабинет, макет самолета во дворе. Точно также, как у обычного школьника есть портфель, здесь у каждого ученика есть свой парашют.
Летом ребята отдыхают в трудовом лагере и выполняют тренировочные прыжки с парашютом. И расписание занятий в этой школе необычное, только один урок такой же, как и в нашей школе – «Урок мужества».
Володя Рябов: Ребята из школы юных летчиков создали музей имени Н.Курченко, он небольшой – обычная квартира в одном из жилых домов Ижевска. В музее подлинные вещи отважной бортпроводницы: платье, в котором она была на выпускном вечере в школе, туфли, аттестат зрелости, комсомольский значок, орден героини.
В музее три раздела: «Детские годы Нади», «Ей было 19», и третий, рассказывающий о ее подвиге.
Среди экспонатов первый снимок пятимесячной Надюши и ее последняя фотография, снятая перед вылетом. Через шесть минут она погибла.
При входе в музей небольшой бюст героини, рядом с ним всегда живые гвоздики. В музее есть картина удмуртского художника, на ней Надя в форме стюардессы у борта самолета. Такой она нам и запомнилась.
Мы долго еще разговариваем с ребятами, вместе рассматриваем книги, значки, сувениры, фотографии, привезенными ими из Ижевска. Вот сорок значков с барельефом героини.
— Зачем вам столько? — интересуюсь я.
— Подарим своим подшефным из четвертого класса. Их отряд борется за присвоение имени Н.Курченко. Скоро Совет дружины будет принимать решение, — говорит Нина Бердникова.
Мы возвращаемся вновь к тому риторическому вопросу, что задала себе на слете Наташа Николенко:
— Смогли бы вы поступить также, — повторяю я его ребятам.
— Моя старшая сестра Наташа, — говорит Таня Разманова, сказала, что человек готовится к подвигу всю жизнь. Мне уже 14.
Мальчишки молчат.
Действительно, участники нашей встречи не могут пока похвалиться, что совершили в своей жизни нечто такое, что могло бы войти в историю. Но думаю их «звездный час» еще впереди. Сейчас они просто школьники, комсомольцы, каких миллионы в нашей стране. Утром спешат в школу, вечером играют в баскетбол, поют, пишут письма друзьям, спорят…
Но уверена, в каждом из них живет готовность подняться по первой же команде: «Комсомольцы, вперед!», и поступить так, как поступила юная стюардесса, мечтавшая стать педагогом. Она и сейчас на примере своей недолгой, но яркой жизни воспитывает у тысяч мальчишек и девчонок мужество и стойкость.
Комментарий автора
Этот очерк написан мной почти четыре десятка лет назад, участникам коллективного интервью сегодня за пятьдесят, сменилась целая эпоха, система школьного воспитания совершенно иная, и герои у наших детей – нереальные Скруджи и Человеки-пауки…
(газета «Коммунист Заполярья», 23.01.1975.)