Свой след оставить на земле

Стоит произнести его фамилию вслух, и зазвенит колокольчик: Чин – Мо — Цай, Чин –Мо – Цай, Чин – Мо — Цай. Человек с такой фамилией не мог стать простым токарем, или металлургом, изначально в нем жила тяга к утонченному, прекрасному, точной наблюдательности и попытке запечатлеть всю красоту звучания.

Свой след оставить на земле

Чи – Мо – Цай.

Мы были знакомы совсем недолго – одно лишь речное путешествие на теплоходе от Красноярска до Игарки и обратно. Но фамилия известного фотографа Владимира Ивановича Чин- Мо-Цая к моменту нашей встречи была уже у меня на слуху. И вот как это было.

В 1979 году Игарка отмечала свое пятидесятилетие.

В то время казались ощутимыми результаты деятельности человека по освоению сурового Севера – более миллиона кубометров высококачественной ангарской страны посылала страна на экспорт по Северному морскому пути. Загружались лесовозы в единственном, как тогда загадочно шутили, стоящем на реке, морском порту, — Игарском. От продажи древесины за рубеж страна получала неплохие дивиденды в долларовом эквиваленте. Город процветал, и его власти готовились отметить юбилей знаково. В узких кругах было известно, что Игарка представлена к правительственной награде, соответственно, на праздник приедет много гостей.


За несколько месяцев до официальных торжеств в город пригласили группу фотографов-профессионалов из Красноярска, вот тогда я и услышала впервые эту фамилию. Владимир Чин-Мо-Цай возглавлял делегацию.

Процесс производства фотографии в то время и сегодня – это целая эволюция. В те времена чтобы получился один стоящий кадр, который исторически будет считаться шедевром, фотографу нужно было создать на съемках и соответствующее освещение, и суметь запечатлеть живой момент действия.

Моя мама увлекалась фотографией, а потом и мой молодой муж приобщил меня к процессу фотографирования. Главным объектом съемок были рождающиеся в семье дети.

Помню, готовишь на кухне ужин, а рядом на столе бачки с проявляющейся фотопленкой. Бачок периодически надо было прокручивать, чтобы проявитель равномерно омывал все части фотопленки. Следом наступал процесс промывки и закрепление проявленной пленки. Только потом можно было открыть крышку фотобачка, достать и развернуть пленку и увидеть результат.

Бывало, что пленку недодержали в проявителе, или упустили время для смены реактивов, и негативы были напрочь испорчены – никакой Фотошоп не мог исправить ситуацию.

Пленку сушили на веревке, как правило, в ванной, или тут же на кухне, прикрепляя ее обыкновенной бельевой прищепкой. На противоположный конец для равновесия цеплялась другая прищепка, она не позволяла подсыхающей пленке скручиваться.

Процесс печатания требовал идеально темную комнату без единой щели. Сколько бессонных ночей провели мы, как и многие родители- начинающие фотографы, ради счастливого момента лицезреть портрет своего первенца.

Только наличие красного фонаря позволяло наблюдать за действом. Немаловажную роль играл и выбор модели фотоувеличителя – от простенького к более навороченному. Из вставленной в него пленки по-кадрово перемещая, фотограф должен был выбрать самый удачный снимок. Настроив необходимый для печатания формат, установив резкость и уровень освещенности, надо было на время закрыть объектив фотоувеличителя – от него тоже шли прямые световые лучи.

Только тогда из пачки с двойной упаковкой, где внутренняя была исключительно черного цвета, доставался лист фотобумаги. На усмотрение фотографа и с учетом качества негатива на лист из открытого объектива увеличителя подавался в течение нескольких секунд свет. Дальше фотография помещалась в расставленные ванночки с химическими реактивами в строго заведенном порядке: проявитель, вода для промывки, закрепитель, и новая порция промывочной воды. Лист держался пинцетом, любое небрежное действие могло негативно повлиять на качество фотографии – засветили, либо передержали, осталось непромытым пятно от проявителя, и тогда результат не радовал.

Муж стоял у истоков производства фотографий, я занималась проявлением и закреплением. Следом шел процесс сушки и глянцевания, обрезания снимков специальным резаком… В зависимости от типа резака края фотографии были ровными, либо с витиеватыми зубцами, что придавало им особый изыск.

Только ближе к утру становилось ясно, был ли изначально снятый кадр удачным. И тогда в семье царил восторг, приглашались, посмотреть на внуков бабушки и дедушки, в конвертах по почте снимки рассылались иногородним родственникам, друзьям.

Наличие в доме фотоаппарата мог позволить себе не каждый, в купе с ним должны были присутствовать названные выше приспособления и масса не перечисленных мной сопутствующих приборов: экспонометр, глянцеватель, резак. С переходом на цветные фотографии увеличивалась цена и так не очень дешевой бумаги, реактивов. Словом, такая же ситуация, как с приобретением автомобиля сейчас: думаешь, решил все проблемы, а затрат становится все больше и больше.

Организовать в доме фотолабораторию тем более стоило больших средств. В малогабаритных квартирах ее функции выполняла кухонка, либо ванная. И внезапно появившийся на пороге и включивший яркий свет случайно проснувшийся ребенок с вопросом «А что это вы тут делаете, а?» мог испортить весь процесс.


Однако, было и положительное. Фотостудии организовывались при клубах, станциях юных техников, молодежь тянулась к занятиям, и были решены вопросы досуга.

Но я углубилась в тему лишь только для того, чтобы показать, что процесс производства фотографии изначально был трудоемким. Увлечься, а тем более стать профессионалом, создавать такие шедевры, которые бы получали всеобщее признание, было ох как непросто.

Но, надо заметить, десант красноярских фотографов, руководимый В.И. Чин-Мо-Цаем, тогда успешно справился с заданием городских властей. Иначе и быть не могло, просьба исходила от Павла Стефановича Федирко, бывшего первого секретаря Игарского горкома партии, занимавшего главный руководящий пост в крае. И как показала жизнь, эта коллекция фотографий наиболее полно отображает жизнь города в его звездный период.

Кроме панорамных снимков морского и речного портов, процессов лесопиления и погрузки, новых микрорайонов, набережной, памятника В.И.Ленину, была снята школьная линейка на дорожке перед девятой школой, посадка пассажиров в аэропорту на рейс самолета ЯК-40 и гидросамолет на протоке.

Но, пожалуй, большую известность имели фотографии торговых залов универмага «Егорка», магазина «Дары природы», ресторана «Полярный» и коптильного цеха рыбозавода.


Помните это фото (его цветной вариант), где на фоне колоритных дощатых стен рыбообработчица поправляет стройные двухъярусные ряды коптящихся сигов с капельками выделившегося рыбьего жира на чешуе?!

Золотой юбилей города отметили здорово. Приехало много дорогих гостей, в их числе лауреат Государственной премии, писатель Виктор Петрович Астафьев, бывший начальник Полярной авиации Главного управления Северного морского пути Марк Иванович Шевелев и, конечно, первый секретарь крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко. Именно он вручил городу орден «Знак Почета».

Фото, сделанные Владимиром Ивановичем и его коллегами в тот приезд в Игарку, давно стали раритетами. А тогда, к юбилею города в Доме культуры лесокомбината, где и проходило торжество, из большеформатных цветных фотографий организовали выставку. После торжеств она перекочевала в фойе нового здания горкома партии.

Для горожан и гостей города были изготовлены наборы фотографий и специальный планшет «Игарка вчера и сегодня». В нем на левой стороне под числом 1929 размещены фото первых городских улиц, а справа под числом 1979 снимки, о которых я говорила выше. Эффектно смотрится фото колоритных северных оленей, ищущих ягель под снегом в тундре.

Во многих семьях, в том числе и в нашей, этот комплект фотографий хранится и передается из поколения в поколение.


Фото игарской протоки с десятком перегородивших ее морских лесовозов, В.И.Чин-Мо-Цай разместил в своем юбилейном фотоальбоме «С южных гор до северных морей», вышедшем в Красноярске к 75-летию со дня его рождения.

Очень часто на сайтах в Интернете игарские авторы используют в своих фотоальбомах, посвященных истории города, именно этот уникальный снимок как свидетельство былого процветания города. Я как-то уточнила авторство снимка, совершенно не подозревая, что через несколько дней мне предстоит печальная встреча.

На кладбище Бадалык в Красноярске, я увидела свежую могилу «Владимир Иванович Чин-Мо-Цай 05.02.1932 – 22.09.2012».

Стало очень грустно, нахлынули воспоминания о той незабываемой поездке по Енисею ветеранов журналистики Красноярского края и ветеранов труда Туруханского района.

Администрация края с одобрения губернатора А.Г.Хлопонина проводила летом 2007 года фестиваль «Дети одной реки»: на теплоходе по всем пунктам следования по Енисею от краевого центра до Игарки лучшие вокальные и танцевальные коллективы края давали для населения концерты. С нами путешествовали заслуженная артистка России, профессор Академии музыки кино и театра Вера Баулина, солисты оперного театра Евгений Балданов и Анастасия Лепешкина, ансамбли Вольница», «Джокер», «Яр». Постановщиком праздника был Вячеслав Цюпа, главный режиссер Красноярского театра оперы и балета, а его координатором заместитель директора «Центра международных культурных связей», бывшая игарчанка Людмила Тыльнова.

На корабле вместе с артистами в качестве поощрения путешествовали ветераны журналистики, отмечавшие столетний юбилей со дня основания своей профессиональной организации. Среди них легендарный «голос краевого радио» Людмила Базарова, корреспондент радио «Маяк» Геннадий Климик, дочь поэта Игнатия Рождественского кинопродюсер Лидия Рождественская, заместители председателя правления Союза журналистов Любовь Кочнева и Людмила Вахменина. В составе делегации были также художники, корреспонденты телеканалов и краевых газет, библиотечные работники и сотрудники музеев. На теплоходе «Михаил Лермонтов» находилась и большая группа известных фотографов: Виталий Иванов, Анатолий Белоногов, Александр Кустов, и, конечно же, мэтр художественной фотографии, 75-летний Владимир Иванович Чин-Мо-Цай.


C Людмилой Вахмениной
Умышленно не перечисляю уважаемых ветеранов труда Игарки и Туруханского района, расскажу как-нибудь и о них… Я была назначена руководителем рейса, и хлопот приятных и обременительных в путешествии у меня было предостаточно.

Вот когда, наконец, в нашей поездке оказалась свободная минута для знакомства и общения, мы вспомнили с Владимиром Ивановичем о его давней поездке в Игарку. И выкуривая одну папиросу за другой, неизменная вредная привычка многих лет, он рассказал, как, купив свой первый фотоаппарат в двадцать лет, посвятил искусству фотографирования последующие шесть десятков лет своей жизни.

Приехав в начале 50-х молодым юношей в Норильск, и став металлургом, он все свободное время отдавал увлечению фотографией, постигая ее азы с первым фотоаппаратом «Верный», который приобрел за баснословную по тем меркам цену 900 рублей. Постепенно у начинающего фотографа появилось признание, его снимки печатались в норильской городской газете «Заполярная правда», демонстрировались по городскому телевидению. О молодом талантливом фотографе заговорили, его стали приглашать на важнейшие городские мероприятия, освещать приезд в Норильск известных лиц. Премьер-министр Канады Элиот Трюдо, певец Муслим Магомаев, наш земляк В.П.Астафьев, легендарные руководители горно-металлургического комбината и города Норильска В.И.Долгих, Б.И.Колесников – его первые портретные герои.

С 1966 года он профессиональный фотограф, с 1969 фотокорреспондент Агентства печати Новости (АПН) по Восточной Сибири. В 1977 году В.И. Чин-Мо-Цай переезжает в Красноярск. При поддержке первого секретаря крайкома партии П.С.Федирко он организовал и возглавил первую в крае штатную фотостудию «Панорама Красноярья». Работники этой студии и получили тогда заказ на фото к юбилею нашего города.


Космонавты и артисты, политики и простые люди, кто только не оказался запечатленным за все эти годы. Отдыхом для души Владимир Иванович считал снимки природы. Удивительные пейзажи севера и юга края, целая эпоха исторических событий не просто региона, России — все это можно было увидеть на многочисленных выставках, их лауреатом он был неоднократно.

Вот и в этой поездке по Енисею, несмотря на солидный возраст, Владимир Иванович был неугомонен, сделанные утром фото, тут же раздавались пассажирам рейса. Он не пропустил ни одной стоянки, ни одного концерта. На груди неизменно висел фотоаппарат, теперь уже современный, цифровой, марки «Nikon». Он снимал и самодеятельный хоровой коллектив в поселке Ворогово, и интересовался, что за исторический камень принесли с берега Енисея на свою «городскую площадь» верхнеимбатцы. В его объектив попали колоритные с рыжими нестриженным бородами старообрядцы, и стайками кружащиеся вокруг артистов ребятишки.


Когда мы как то пошутили о его стройной фигуре, умении держать спину, он рассказал нам о том, что еще одним его увлечением в юности были танцы. Он им всерьез обучался, танцевал в ансамбле, но фотографирование уже тогда взяло верх, и стало и частью профессии, и возможностью всерьез заниматься искусством.

По итогам поездки он коллекцию снимков большого формата передал в администрацию Туруханского района, краеведческий музей Туруханска. Лучшие фото с фестиваля «Дети одной реки» вошли в его новый фотоальбом «Через пространство и время».

Он успел отметить свой восьмидесятилетний юбилей. Успел издать еще один фотоальбом «Земля моя сибирская». Он услышал слова признания от почитателей его таланта на очередной выставке его работ весной этого года. В числе немногих он был награжден знаком Союза журналистов «Честь, достоинство, профессионализм».

Думая о потомках, он перевел со старых негативов самые ценные кадры на цифровые носители, у него накопились тысячи, десятки тысяч фотографий…

Он был неутомим и полон творческих планов. А начинающим всерьез заниматься фотографией советовал: не спешить, глубоко изучать предмет и никогда не считать себя состоявшимся фотографом, постоянно живя с убеждением, что тот снимок, который продемонстрирует всем вашу гениальность, ещё не сделан.

Прощаясь, он подарил мне свой фотоальбом с автографом: «Валентине Анатольевне с пожеланиями Добра, Здоровья и Долголетия. С уважением от автора». Внизу поставил подпись В.И. Чин-Мо –Цай.


С игарчанкой Надеждой Логиновой
Действительно, ушел из жизни большой мастер и обаятельный человек.

Фото из «игарской» коллекции В.И. Чин-Мо-Цая и автора.



Читайте также:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.