О моём отце участнике Великой Отечественной войны, «Почётном гражданине города Игарки» Анатолии Даниловиче Дресвянском в своё время было написано не мало, и не только в газетах. В 1983 году в Красноярском книжном издательстве вышла книга И.П. Сенкевича «Бой начинается с разведки», в которой целая глава «Гвардейский характер» посвящена боевому пути отца.
Но вот о маленькой заметке времён войны во фронтовой газете, пожалуй, не знал даже и он, по крайней мере, никогда об этом нам не рассказывал. Какой же долгий путь проделало это печатное издание, прежде чем попасть в нашу семью?! Семьдесят семь с лишним лет. Уже нет в живых родителей и моей старшей сестры.
Мой пятилетний внук Володичка вместе со мной едет на почту получить драгоценную семейную реликвию.
Её нашли ребята из московской школы № 293 имени А.Т. Твардовского вместе со своим учителем истории Александром Борисовичем Драхлером. Три года подростки занимаются кропотливыми поисками героев газетных публикаций военных лет в рамках проекта #газетасфронта. По различным документам периода Великой Отечественной войны нашего народа против немецко-фашистских захватчиков школьники уточняют боевой путь и судьбы бойцов и командиров 3-й московской коммунистической стрелковой дивизии (позднее – 130 стрелковой дивизии и 53 гвардейской стрелковой дивизии), ставших героями публикаций дивизионной газеты «Вперёд на Запад!».
И, надо сказать, им удалось отыскать родственников и передать им «весточки» с фронта…
Так и в нашем случае. Ребята нашли дивизионную газету «Вперёд на Запад!» от 17 января 1945 года с заметкой о боевом эпизоде с участием нашего отца, дедушки и прадедушки Анатолия Даниловича Дресвянского.
С ноября 1944 года по июль 1945 года в составе 55 отдельной разведывательной роты 53 стрелковой дивизии он воевал на 2 –ом Прибалтийском фронте в должности командира взвода разведки и в звании младшего лейтенанта.
Сообщение о найденной газете поступило ко мне совершенно неожиданно. Всё лето мы жили в посёлке в 50 километрах от Красноярска и в почту я заглянула, приехав ненадолго в город в поликлинику на прививку. На моём сайте и на всех страничках в соцсетях висело сообщение о найденном раритете. Я ответила, сообщила адрес и едва дождалась момента поступления письма на почту в Красноярск. Как и сказала, поехали вместе с внуком ранним утром в понедельник. Кроме нас на почте в это время не было клиентов, и вместе с оператором мы тут же вскрыли конверт. Всем было интересно.
Газета на одном листе формата А5, пожелтевшая от времени, но специально ребятами заламинированная. Центральное место на первой полосе занимают два приказа Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина, очерки о боевых подвигах солдат и оперативная сводка Советского информбюро:
«Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление 14 января на двух плацдармах на западном берегу реки Вислы южнее Варшавы, при поддержке массированных ударов артиллерии, несмотря на плохие условия погоды, исключившие возможность использования авиации, прорвали сильную, глубоко эшелонированную оборону противника.
За три дня наступательных боёв войска фронта, наступавшие на двух плацдармах, соединились и продвинулась вперёд на 60 километров, расширив прорыв до 120 километров по фронту.
В ходе наступления наши войска овладели сильными опорными пунктами обороны немцев: Вварка, Груиец, Козенице, Солец, Бялобжеги, Едлинск, Илжа, а также с боями заняли более 1300 других населённых пунктов и железнодорожных станций.
Сегодня 16 января войска 1-го Белорусского фронта, в результате стремительного наступления, поддержанного авиацией, в 20 часов штурмом овладели крупным промышленным центром Польши – городом Радом – важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны немцев.
Севернее и северо-западнее города Сандомир войска 1-го Украинского фронта с боями продвигались вперёд и овладели городом и крупной железнодорожной станцией Островец, городами Тарлув, Ожарув, Цмелюв, Опатув, а также заняли более 200 других населённых пунктов.
На Ченстховском и Краковском направлениях войска 1-го Украинского фронта, развивая успешное наступление, овладели городами Малогощ, Влощова, Конецполь, Мехув, Домброва, Тарновска, а также с боями заняли более 500 населённых пунктов. Таким образом войска фронта форсировали реку Пилица на участке 50 километров, не дав возможности противнику организовать на ней оборону.
В городе Будапеште наши войска с боями заняли 120 кварталов. За 15 января в городе Будапеште наши войска взяли в плен 3160 немецких и венгерских солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: орудий разных калибров – 48, пулемётов – 63, автоматов – 875, автомашин – 242, мотоциклов – 97, вагонов – 135.
На других участках фронта поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
За 15 января наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 277 немецких танков».
Так подробно цитирую сводку информбюро, чтобы вы вместе со мной прочли, на что способна Красная Армия. Три дня боёв по освобождению Прибалтики и Польши, где сегодня развёрнута беспрецедентная компания по сносу памятников советским солдатам, принесли этим народам освобождение от нацистского ига. 145 игарчан остались навечно лежать в этих землях. 33 воина-игарчанина похоронены в Литве, Латвии и Эстонии, 44 в Польше, 19 в Германии.
В эти январские дни 45-го под Варшавой смертельно были ранены трое наших земляков: лейтенант Алексей Никитич Фомин – дядя учительницы английского языка Татьяны Николаевны Фоминой; бывший токарь, рядовой Александр Михайлович Лифантьев. В Австрии умер от ран артиллерист Василий Иванович Баталов. В Венгрии погиб житель станка Полой артиллерист Константин Кузьмич Героев, умер от ран Ерофей Семенович Корбушев. В Латвии погиб сержант, заряжающий СУ-150 Павел Никифорович Пырсяев. И это не все жертвы нашего маленького Заполярного городка в той большой войне.
Косвенно о моём отце упоминание в Сводке информбюро: «На других участках фронта поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения» и эта небольшая заметка.
Дерзкий ночной налёт
«Группа разведчиков под командованием гвардии младшего лейтенанта Дресвянского совершила дерзкий ночной налёт на передний край обороны врага. В короткой схватке разведчики уничтожили 30 немцев, 3 пулемёта, 30 винтовок и взяли «языка». Парторг гвардии сержант П.Троицкий».
Напомню, что отцу в тот момент ещё не исполнилось 22 года. Он был призван на фронт в мае 1942 года, едва ему исполнилось 18. Дивизия, в которой он служил освобождала от фашистов Прибалтику.
В данной заметке речь идёт о ночной операции с 13 на 14 января 1945 года в районе латышского хутора Путну-Жиды (Путну-Жиди, Putnu-Židi). Он располагался восточнее современного поселка Пиенава волости Джукстес Тукумского района Латвии.
Об этом же эпизоде, но в больших подробностях рассказал в газете «Знамя Октября» города Заозёрный подполковник в отставке Иван Сенкевич: «Взяв с собой бойцов, Анатолий Дресвянский ночью вышел на нейтральную полосу почти вплотную к переднему краю врага. Замаскировались в небольшом кустарнике и стали ожидать утра. Когда рассвело, пошёл снег, разыгралась вьюга. И вот из тыла противника появилась группа солдат с лопатами и кирками.
— Оборону укрепляют, — подумал командир и стал наблюдать. Фрицы подошли на расстояние всего пятидесяти метров. Составили в «козла» оружие и начали долбить землю. Рядом поставили два ручных пулемёта для охраны.
— Что делать? Вступать в бой? Силы неравны. Но и упускать такой случай нельзя! – решил командир и принял дерзкое решение – уничтожить гитлеровцев и захватить «языка».
Снежная пыль била в глаза вражеским пулеметчикам, и они прятали головы за щитами пулеметов. Солдаты тоже работали, повернувшись спиной к нашим. Это обеспечило полную внезапность атаки. Маскируясь белыми халатами, разведчики поползли вперёд. Когда оставалось метров двадцать, бойцы враз поднялись – и одна за другой полетели гранаты. Ошеломлённые враги заметались по полю.
— Быстрее ко мне! – крикнул Анатолий, прижимая к снегу фашиста.
Когда враги опомнились и открыли огонь, разведчики скрылись в лесу и благополучно прибыли к своим».
Количество убитых немцев, уничтоженных в этот бою лично отцом, указано в его наградном листе: до 5 гитлеровцев и один пулемёт. Остальное относится к разведчикам его группы. Отмечается также, что младший лейтенант Дресвянский личным примером и умелым руководством обеспечил успех действий группы. Он был представлен к ордену Отечественной войны первой степени. Но командование сочло, что следует наградить орденом Красной Звезды. К тому времени в его активе было две медали «За отвагу». Служил отец до 25 мая 1946 года.
В начале 80-х годов мои родители побывали в Прибалтике по местам боёв за освобождение Риги, оказались в молодёжной туристической группе, рискнули даже отправиться в шлюпочный поход по реке Даугаве. Встречали его доброжелательно, как победителя. Во время учёбы в школе, я, как и многие школьники нашей страны, была членом клуба интернациональной дружбы, переписывалась со школьницей из польского города Радом. Родившиеся после войны дети помнили, кто освобождал от фашистов их города и сёла. Повсеместно по местам боёв воздвигались памятники, их называли «Памятниками благодарности».
До последних дней отец переписывался со своими однополчанами, обменивались новостями, пересылали друг другу фотографии и уточняли фамилии сослуживцев, занимались поиском родственников погибших. На одном из снимков отец нашёл и себя, сидящего на узкой полоске твёрдой земли среди болот в группе солдат, вероятно, во время политинформации. Возможно, что на снимке тот самый парторг сержант Троицкий?!
8 февраля 1987 года в колонном зале Дома Союзов в Москве состоялась встреча ветеранов 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, посвященная 45-летию разгрома фашистских войск под Москвой. Получил приглашение на встречу и отец, но не смог поехать.
В семейном альбоме, к примеру, хранится его персональное приглашение на встречу, много фотографий, в том числе вот этот снимок с надписью: «Справа налево сидят санинструкторы и сандружинницы 664, позже 161 стрелкового полка: Валя Михаленко – погибла, Миронова Катя – инвалид, потеряла ногу, Рыжков. Стоят: Зина – фамилию не помню, Мила Мстиславская, Клава Комиссарова – умерла после войны, Мария Тюпич – кандидат наук». Не указана фамилия крайнего справа, вероятно, именно он пересылал отцу этот снимок. Теперь уже этого не узнать… Но ребята могут продолжить поиск.
Хорошим, нужным делом занимаются московские школьники. Далеко не просто установить всех солдат, даже упомянутых в найденном газетном номере. Как правило, в те годы, фамилии публиковались без имён. К примеру, в одной из заметок: «Наш рубеж – крепость» упоминаются красноармейцы Кокин, Михайлов, Дюнин, Игнатьев, гвардии старшина Кузьмин и лейтенант Аламуратов. Только в нашем городе были солдаты с фамилиями Михайловы, Дюнины, Игнатьевы и Кузьмины, а по стране их десятки, сотни, тысячи. Даже на фамилию Аламуратов на сайте «Подвиг народа» размещено 13597 документов. Так что установить, что именно речь идёт о нашем отце, а это, как видим, подтверждается многими иными сведениями, повторюсь, большая заслуга школьников и их педагога А.Б. Драхлера.
Искренняя благодарность им от потомков солдат. Стоит не только принести подобную весточку семьям, но и напомнить всем: «Правда за нами!»
Великие подвиги простых русских солдат! Низкий им поклон и вечная память за их служение Родине! И ребята, которые ведут такие поиски, достойны уважения! У нас на работе проводятся сейчас политинформации, обязательно прочту эту заметку, чтобы знали все.